Известна формула «хочешь мира – готовься к войне». Она была актуальной всегда. Но сегодня,
с переходом в постиндустриальный век, эта формула резко усложнилась. Появился совершенно новый тип войны — сетецентричная
война (net-centricwarfare, СЦВ). Соответственно этому должна изменить и формула. Интересно – как? Пока ясно, что если все предыдущие
войны были классическими, происходили в режиме «то ли будет, то ли нет» и велись военными средствами, то СЦВ сегодня ведется
постоянно и мирными средствами. Это означает – готовиться всегда поздно, уже поздно. Тогда как быть? Попробуем разобраться…
Небольшая вводная
Тема сетецентричной войны (net-centricwarfare, СЦВ) оказывается к каждому из нас ближе, интереснее и
глубже, чем это может показаться не первый взгляд. Не будет большим преувеличением сказать, что в душе и сердце человека находятся
не только любовь, Бог и Рай, на которые указывал Иисус, но и центр СЦВ тоже. Она только по форме техническая и информационно-психологическая,
но по содержанию – метафизическая, вплотную подошедшая к самой сущности человека. Если искусственный интеллект призван
во многом заменить ум человека и его способность принимать решения, зачипировать его биологическую ткань (антропологию),
то СЦВ призвана зачипировать ментальными кодами и через это забрать уже душу человека1. СЦВ выступает на том же поприще, что
культура, идеология и религия, и если не заменяет их, то перехватывает. Именно поэтому она может вестись и ведется только в
режиме non-stop.
Но эта тема интересна не только своей глубиной и целью погружения в человека, но и другим –
тройкой связки «человек – постиндустриальная цивилизация – СЦВ». Здесь каждое связано с другим. Это означает, что мы не все
поймем про современного человека, если не определимся с новой постиндустриальной эпохой и СЦВ в ней. Точно также ничего не
поймем в СЦВ, если ограничимся в ее рассмотрении чисто математическими, информационными и военными аспектами, не увидев все
это в метафизическом аспекте, сфокусированном на человеке. И многого не поймем в постиндустриализме, если не разберемся с
СЦВ как формой перехода к нему и уже запущенной в действие его ключевой практикой. СЦВ концентрировано выражает свою эпоху
– постиндустриализм, и уже поэтому не может быть сведена только к военному аспекту.
Выражение: «Если вы не хотите заняться политикой, то она займется вами» – оказывается верным
и по отношению к СЦВ. От нее невозможно укрыться и не стать ее участником – пассивным или активным. Причем, активность и пассивность
тут – понятия условные. Можно быть ее активным участником по форме – каким-нибудь протестным лидером, но при этом быть по
сути пассивным – игрушкой в руках кукловодов СЦВ. И, наоборот, быть пассивным в смысле СЦВ, абсолютно неподдающимся ее «чарам»
(инструментарию), например, за счет устойчивости своего образа жизни и мыслей, но именно поэтому быть способным ей активно
противостоять, обладать иммунитетом. Всякое место, которое непробиваемо, уже своим фактом активно в попытках его пробить.
Поэтому связка «образ жизни и мыслей – вовлеченность в СЦВ» изначально присутствует – она
общий контекст во всем. И каждый в этом контексте живет. Сознает он это или нет. Нет выбора не находиться в СЦВ, не участвовать,
есть только выбор – в каком качестве?
Именно последнее не просто оправдывает задуманную статью по СЦВ, но задает ей конечный смысл
– выбора образа жизни в постиндустриальной эпохе и экономике. Получение ответа на вопрос: если ты поставлен в условия СЦВ,
и это есть вызов тебе и всей твоей сущности, душе, то в чем тогда состоит твой ответный выбор по отношению к самому себе и каков
алгоритм твоей жизни? Вся глубина коллизии состоит в том, что вызов делается как бы извне, угроза внешняя, но отвечать, прежде
всего, нужно самому себе и ответ направлять вовнутрь, а не вовне. Спасение, как всегда, в душе – из нее растут все силы, все
образы, вся иррациональная природа асимметричного ответа в СЦВ.
Вопрос алгоритма жизни тут не лишний и не является следствием избыточной склонности к механическому
подходу, алгоритмизации как таковой. Понятие «алгоритм жизни», как и более ранние понятия «порядок жизни», «заведенный порядок»
(испокон веков), которые употребляли наши предки, не так прост, чтобы сводиться к внешней, механической части. Свой алгоритм
жизни был при феодализме, при капитализме, при социализме. Будет свой и при постиндустриализме. Поэтому каким-то новым образом
должны соединиться душа и новый порядок, алгоритм жизни.
Тема войны
И все же есть смысл еще раз спросить себя, а зачем нам обсуждать тему войны – не лучше ли оставить
это профессионалам: науке, военным, политикам? Не лучше ли сосредоточиться каждому на своем?
За то, чтобы нам, гражданским людям, не погружаться в военную тему, в качестве аргументов обычно
выдвигают: на нас никто не собирается нападать, у нас есть ядерное оружие и этим угроза снимается, это специфичная тема и в
ней нужно разбираться профессионально. Наконец, самый важный аргумент – меня это не касается и никак не может коснуться.
Аргументами за то, чтобы, наоборот, интересовать военной темой, являются: тема войны всегда
присутствовала в жизни человечества – своим фактом; тем, что по-своему формировала культуру, этику, понятие долга и героизма,
добра и зла; причины войны сегодня остаются и даже возрастают (грядет постиндустриальный передел мира, сибирские закрома
будут разыграны между Китаем и США, будут предприняты меры по снижению численности человечества, будет осуществлен нетократический
переход к неорабству); всегда была верна максима «хочешь мира, готовься к войне»; в священных текстах предсказан Армагеддон
(битва конца) как условие перехода в Новые времена.
Тема войны важна и в таком аспекте: внешний механизм развала СССР в «холодной войне» может
быть воспроизведен в будущем и для «Перестройки-2» для окончательного расчленения России. СЦВ тут будет использована по полной
программе.
Наконец, есть войны частные (все те, которые изучает военная наука и история) и войны метафизические
(борьбы «океана и суши», Добра и Зла, Бога и Дьявола). Войны частные – те, которые могли и не происходить, хотя и случились. Войны
метафизические – идут все время (non-stop) и на сегодня не отменяемы. Войны частные есть формы проявления войн метафизических.
Войны метафизические направлены на захват пространства (материального, виртуального и духовного) и времени (будущего). Все
остальные по отношению к ним – частный способ их исполнения и конкретизации по составу захваченных ресурсов.
Промежуточное положение занимают войны религиозные. Они несут значительную мировоззренческую,
метафизическую составляющую, но, тем не менее, есть орудие в руках жреческой касты – единственного полноценного бенефициара
нынешнего мироустройства.
Тогда индивидуальный выбор каждого человека состоит из 3-х моментов:
1. видеть или не видеть всю глубину (вложенность и сущность) современной, постиндустриальной
войны
2. предполагать или отрицать ее возможность для страны и самого себя
3. брать или не брать на себя ответственность за участие в ней.
Выбрать для себя ответы тут могут помочь две вещи – факты и более широкий (полный) взгляд на
войну. Так, есть официальные документы Госдепа США, директивы, подписанные президентом США, явно обозначающие военные намерения,
и есть конкретные действия, их подтверждающие. Одни люди это признают и поэтому СЦВ не отрицают. Другие предпочитают всего
этого не знать, если узнали, то забыть, а факты интерпретировать как каждый раз внутреннее дело той или иной страны или тупо
заявлять «опять вам везде мерещится волосатая рука мирового закулисья», «СССР никто не развалил извне – мы сами себя развалили».
Тем, кто заявляет, что «мы сами во всем виноваты, поэтому надо начать с себя», можно ответить
пока так. С себя нужно начинать всегда. Другой вопрос (тут, надеюсь, психологи и социологи меня поддержат), знаете ли вы себя
и принадлежите ли себе, чтобы с себя начинать? Насколько, находясь в социуме, возможно принадлежать себе? Человек – единственное
животное, которому дарован не только разум, способность осознавать мир и будущее, но и способность осознавать свое сознание
(саморефлексия). Поэтому, как минимум, чтобы начать с себя, надо уметь «выйти» из себя и оставить свои оценки в стороне. Это
же означает, что в самом начале такой работы у вас уже не может быть такой оценки «мы сами развалили страну». Иначе это не может
логически увязываться с фактом того, что «мы проиграли в холодной войне». Война есть воздействие на вас. Оно внешнее. Уже поэтому
развал не может быть только по внутренним причинам. «Мы сами» и есть результат воздействия. Иначе у вас выпадает факт войны
и проигрыш в ней, а он есть.
Более широкий взгляд на войну есть ее уравнивание с мирной жизнью в общих качествах. Предельно
это звучит так: мир и война есть одно и тоже в своей глубинной основе. И если это так, то наша повседневная мирная жизнь несет
начатки очередной войны, и уже поэтому мы в войне. Крайности сходятся.
Поясню эту мысль. Война есть чья-то победа и чье-то поражение (равный исход не рассматриваем
за его редкостью). Соответственно этому существует искусство победы и механизм проигрыша как две стороны одной медали. И
война возможна тогда, когда возможен неуспех у противника. Неуспех – в самом широком его понимании – есть глубинная основа
войны, самой ее возможности. Всякий потенциальный или фактический неуспех есть возможность проигрыша в войне. Поэтому техника
войны есть зеркальное отражении техники неуспеха.
Поэтому самое широкое понимание и описание неуспеха выводит нас на понимание потенциального
проигрыша – в конкуренции, в войне. Например, всякое отклонение от Идеала, моральной нормы, табу и т.п. ведет к моральному,
духовно-волевому проигрышу в войне, к отсутствию благоприятствованию в бизнесе и конкуренции, в творчестве. Отклонение от
экономической эффективности есть условие проигрыша в рыночной конкуренции, в экономическом потенциале в войне. И так далее.
В пределе: самый широкий неуспех – это неустроенность собственной жизни. Человека или государства.
Именно это приближает широкий взгляд на войну к повседневности и собственно к мирному времени. Самым общим мотивом, который
упрощает тут выбор, является такое понимание и максимально обобщенное определение войны: война – это проигрыш2. Поэтому везде
и по всякому поводу техника проигрыша есть техника войны. Именно на этом и построены все скрытые техники СЦВ, о чем будет рассмотрено
ниже.
Какие вопросы поднимает СЦВ
Тема СЦВ, ее факт и возможность, поднимают целый ряд глубинных вопросов, ответы на которые помогают
понять, почему она возможна. Например, такие темы: демократия как одно из условий СЦВ и ее успешности; личные свободы, примат
прав человека и успешность СЦВ; мировоззрение и образ жизни каждого и успешность СЦВ. Или тема СЦВ как концентрированная
форма развития цивилизации. И другие. В целом труднее найти причины, которые бы не вовлекались в СЦВ – прямо или косвенно.
Именно это и делает ее комплексным явлением.
Так, с демократией СЦВ пересекается следующим образом. Демократия, по факту происходящего
сегодня, есть результат манипулирования населением – властью административной (публичной) и финансовой (скрытой). Никакого
серьезного влияния население ни на что не оказывает. Да, есть устоявшиеся общественные стереотипы («цивилизационные стандарты»),
на которые публичная власть вынуждена ориентироваться в 4-х отношениях: для превращения их в свои агитационные агитки во
время выборов; как на коридоры допустимых решений; для продления своего пребывания у власти (в межпартийной борьбе) и решения
собственных корпоративных интересов (как корпоратократии); для лучшего исполнения установок власти тайной. Но нужно различать
– действительные выборы, действительное влияние и то, как это есть сейчас. Поэтому сегодня истинным инструментом влияния
масс на власть является недовольство – статистически обнаруживаемое (рейтинги, опросы) или выраженное в волнениях любого
рода – демонстрациях, погромах, революциях. А недовольство – это то, чем легче всего манипулировать. Вот гражданской ответственностью,
если она есть, гораздо сложнее или невозможно вовсе.
Поэтому с демократией СЦВ пересекается через (а) информационно-психологические технологии
влияния на выбор людей и (б) через использование демократии как ширмы и инструмента вскрытия чьей-либо независимости — человека,
компании, государства. В самих этих воздействиях нет ничего предосудительного: вся наша жизнь построена на этом же – или
мы влияем, или на нас влияют. Следовательно, дело состоит в целях, в степени и открытости такого влияния, что и делает его элементом
СЦВ.
С темой цивилизации СЦВ связана таким образом. Любая война и подготовка к ней есть специфическая
форма развития цивилизации. Как показала история – развития и светского, в том числе политического (гражданские войны), развития
и религиозного. Мы ее так не привыкли рассматривать, но это так. В философском плане тоже не все просто: мы не ценили бы так
жизнь, если бы не было смерти (вспомните публичную лекцию уже смертельно больного Стива Джобса, который сказал, что главное
и великое изобретение Жизни, это Смерть). Мы не знали бы Добра, если бы не было Зла. В паре познаются любовь и ненависть, верность
и предательство, свет и тьма. Все. Поэтому и важен вопрос – чему новому нас учит СЦВ?
Пока же ясно ее главное отличие от всех других типов войн. Если раньше воющие стороны были цивилизационно
сопоставимы и воевали относительно одинаковыми средствами, то сегодня СЦВ есть война за счет различия в цивилизационных
уровня развития и его углубления этого различия.
Другие прикладные направления, которые мы с пользой для себя можем извлечь из темы СЦВ, это:
1. характеристики постиндустриального общества
2. понимание цивилизационных протооснов в XXI веке, в постиндустриализме
3. новые модели управления
4. новые технологии, прежде всего, образования целостности – структуры, процесса, синергии
5. понимание развития в условиях быстрых изменений и неопределенности, в том числе в условиях
хаоса
6. новые социальные основания системы разделения труда.
Таким образом, тема СЦВ оказывается достаточно интересной и по-своему лакмусовой для понимания
постиндустриализма. И совершенно отдельным вопросом является определить, насколько Россия интеллектуально готова к СЦВ
– можем ли мы говорить об аналитической безопасности России?
СЦВ и аналитическая безопасность России
Общеупотребительным является мнение (диагноз) о том, что аналитика в нашей стране крайне недостаточна.
Обобщенно это выражается в следующем: (а) аналитика сегодня не развита научно и методологически; (б) используется часто конъюнктурно
как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя; (в) Россия все чаще проигрывает в современных сетецентричных войнах,
куда аналитика вмонтирована основным звеном; (г) аналитика обслуживает не российские, но чужие геополитические интересы
(не ориентирована стратегически). Без расшивки каждого пункта невозможно результативно продвинуться – ни в развитии, ни
в применении аналитики. Образно выражаясь, Россия сегодня аналитически больна и несостоятельна. И это очень многим выгодно
– в первую очередь, нашим западным «партнерам».
Аналитическая расфокусированность России есть элемент «мутной воды», в которой ее удачливые
организаторы «ловят свою рыбку». Другой элемент расфокусированности – невозможность гражданского общества сосредоточиться
на единстве, внутреннем и внешнем.
Можно выделить ряд направлений, в которых аналитическое отставание России наиболее очевидно
и существенно:
* современные сетецентричные войны
* выбор и обоснование собственного цивилизационного пути развития, Русского геополитического
проекта – выбор и аналитическая защита собственного места в XXI веке
* футуристические (прогнозные) разработки уровня форсайта
* опосредование принятия решений по управлению развитием общества и экономики страны.
Но аналогично тому, как должны быть военная, экономическая, продовольственная, медицинская
и прочие виды безопасности, должна быть и аналитическая безопасность страны. Необходимо поставить такую задачу срочно и
в полный рост.
Мир переходит в постиндустриальную эпоху и новый тип техноценоза (NBIC)3 и экономики (когнитивную).
Изменится и станет другим многое: возрастет роль виртуальности и способности обрабатывать большие и динамичные массивы
информации и видеорядов, возникнут новые социальные технологии управления массами, индивидуальным поведением и бизнесом
(управляемый хаос, бессубъектное управление, adhoc разборка и сборка объекта/проекта), возникнут новые модели рынка и компаний
(открытые, коллаборативные) и т.д. Все это заставит измениться и аналитическую деятельность в XXI веке. В этой части можно предположить
следующее:
1. аналитика должна будет научиться работать с контекстными системами (эгрегорами, мемами и
т.п.), которые обладают качествами непреодолимой силы и поэтому – самостоятельного и скрытого активного начала. В линейном
времени по отношению к ним можно проявлять свою волю (выбор, ум), в циклическом – подчиниться (следование, усиление ими, разум);
2. виртуальная среда становится моделирующей реальность и поведение человека, позволяет ускорять
события, но и ставит ловушки собственному восприятию – порождает иллюзию рациональности, тогда как мир становится все более
синтетическим – рациональным и иррациональным. Поэтому аналитика должна будет научиться работать с когнитивом – переводом
инкогнито в когнито;
3. сильным трендом становится умение работать со стихиями – «управляемый хаос» и рынок, которые
техниками синергии в резонансе переводятся минимальными усилиями (1+1=3) в выбранное состояние, в том числе в состояние ориентированной
на себя среды (сети). Аналитика должна уметь определять точки бифуркации и ценностных смыслов, позволяющих управлять Будущим
и стоимостью и эластичностью собственных активов по влиянию на них. Всегда нужен выход за рамки субъекта, и тогда важен «анализ
продления во вне»;
4. растут роль и разнообразие форм деловой и интеллектуальной меритократии (власти авторитета,
а не должности, положения) и пульсация деловых форм, коротких циклов жизни компаний и проектов, собранных по принципу adhoc.
Аналитика должна начать обслуживать и эти мейнстримы тоже;
5. ключевым активом в XXI веке станут способность работать со смыслами и Будущим. Они – главные
объекты новой аналитики.
Система аналитической деятельности страны должна в себя включать: структуру, генерирующую
государственный заказ на сводную и проблемную аналитику; структуру генераторов аналитики («аналитических генераторов»);
структуру централизации информационных потоков; различные потоки информации; коммуникационную инфраструктуру; структуру
аналитического образования. Более подробная эта структура описана в моем блоге.
Привычно думать, что безопасность – это что-то на уровне страны. Но это не так, особенно для
случая СЦВ. Нужно говорить, как минимум, о 3-х уровнях аналитической безопасности России – на уровне человека, на уровне страны
(власти) и в связке «власть – население». Тогда под аналитической безопасностью страны нужно понимать:
* способность каждого человека страны отличать истинное от неистинного, правду от лжи, свое
национальное от наносного и т.д. (способность каждого к истинному различению, ментальная разблокировка);
* наличие положительной ситуации, когда население не отторгает власть и то, что исходит от нее
(контекст доверия власти и элите, аналитическая разблокировка);
* способность страны к самостоятельной аналитической деятельности (самодостаточность аналитической
системы страны);
* на основе этого – к аналитической поддержке геополитического (пассионарного) проекта страны
в современном мире (проектная и мировоззренческая аналитика);
* к аналитической борьбе – своевременному распознаванию и противодействию внешней аналитической
диверсии и нападению (аналитической дезинформации),
* к аналитической защите – сокрытию и защите собственной аналитической работы (системы) и информации
(аналитическая иммунная система);
* к воспроизводству и развитию аналитических ресурсов (активов) страны – интеллектуальных,
культурных, материальных и информационных.
Так как главная поражающая способность СЦВ – это доходить до ума и сердца каждого человека,
то человек, личность – самый главный рубеж СЦВ. Именно здесь сходятся метафизические, иррациональные и рациональные выигрыши
и проигрыши СЦВ, само будущее.XXI век просто привносит сюда новые аспекты и делает все тотально применимым. Ч
________
Примечания
1. Если чип – это локальное устройство принятия решений в заданном (допустимом) диапазоне или
связь с вынесенным во вне центром принятия решений, то вполне допустимо ментальные модели и коды воспринимать за своеобразные
чипы. Функциональность тут вполне совпадает.
2. Война всегда является проигрышем – даже если ты ее начала и даже если ты в ней выиграл. Человек,
созданный по образу и подобию Божьему не должен начинать и вести войну. Война – всегда проявление слабости и обнаружение
того, что человек встал на путь слабости и деградации. Не способность решать вопросы развития иным способом, чем война, говорит
о незрелости человечества, превалирование животных инстинктов над духовными.
3. NBIC-технологии (нано-, био-, информационные и когнитивные).
http://so-l.ru/news/show/13761063
Комментариев нет:
Отправить комментарий