Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 24 мая 2014 г.

Обыкновенный фашизм - 5. Украина. Тени прошлого. Еврейский вопрос. Политика.


взято у: http://dzeso.livejournal.com
«Самая изощренная хитрость дьявола
состоит в том, чтобы уверить вас,
что его не существует. »
Шарль Бодлер


"Наша организация никогда не была и
не будет какой-то замкнутой группой.
АБН — это прежде всего организация
бойцов. В нее должны входить только
люди, наделенные большой смелостью,
преданные делу освобождения своих
стран, готовые на пожертвования".
Доктор К. Дж. Унтару, представитель АБН.
Лондон, 1968 год
Ярослав Стецько родился в семье священника. Окончил с отличием гимназию в Тернополе, изучал в 1929-1934г.г. право и философию в Краковском и Львовском университетах. Еще в институте вступил сначала в подпольную организацию «Українська націоналістична молодь», затем в Украинскую военную организацию (УВО) и Организацию украинских националистов (ОУН) . С 1932г. Ярослав Стецько — член Краевого Правления ОУН, референт по идеологии и редактор ряда подпольных националистических изданий.




В 1934г. осуждён польским судом к 5 годам заключения за участие в убийствах руководящих лиц из состава правительства Польши. Освобождён в 1937г. по общей амнистии.  В январе 1938г. основатель УВО и ОУН Е. Коновалец поручил Стецько подготовить очередной Съезд ОУН, и в 1939г. Стецько принимает участие в Римском конгрессе ОУН. При расколе ОУН на ОУН(м) под руководством А. Мельника и оппозицию в виде ОУН(б) во главе с С. Бандерой, Стецько встал на сторону последнего.
Во время Второй мировой войны, в феврале 1940 г., Стецько был одним из инициаторов создания в Кракове Революционного Правления ОУН(б), а на II Большом съезде ОУН в апреле того же года в Кракове он был избран заместителем руководителя ОУН Степана Бандеры. Сразу после нападения Германии на СССР Я.Стецько вместе с С.Бандерой оказался на территории СССР. 25 июня 1941 года Я.Стецько в своем письме-отчёте С.Бандере сообщал:

«создаем милицию, которая поможет убирать евреев».

В тылах передовых частей немецких войск С.Бандера и Я.Стецько с группой сторонников 29 июня 1941 года прибыли во Львов, где Бандера был задержан и возвращен в Краков, а Стецько на следующий день созвал «Украинские национальные сборы», провозгласившие 30 июня 1941 года «Украинское государство», которое будет вместе с Великой Германией устанавливать новый порядок по всему миру во главе с «вождем украинского народа Степаном Бандерой».
В заявлении руководителя новопровозглашённого «Украинского государства» Ярослава Стецько говорилось:

«Москва и жидовство — это самые большие враги Украины. Считаю главным и решающим врагом Москву, которая властно держала Украину в неволе. И, тем не менее, оцениваю враждебную и вредительскую волю жидов, которые помогали Москве закрепощать Украину. Поэтому стою на позициях истребления жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации жидовства, исключая их ассимиляцию».
Вообще отношение ОУН(б) к евреям было очень прагматичное. Подробнее об оном лучше почитать отдельно, потому что любые цитаты не передадут цельной картины. Но приведу несколько тезисов из работы А.Дюкова "Второстепенный враг: ОУН, УПА и решение «еврейского вопроса»" (ссылки на архивные документы указаны в исходном тексте, тут я их не повторяю).
Лозунг националистов, датируемый осенью 1941 года, звучал так: «
Да здравствует независимая Украина без евреев, поляков и немцев. Поляки за Сан, немцы в Берлин, евреи на крюк!», что очень мне напоминает лозунг молдавских националистов из начала 90-х: "Русских за Днестр, евреев в Днестр!"
Но разойдясь с немцами по вопросу независимости Украины, ОУН(б) из-за логики подпольной борьбы была вынуждена скорректировать свою политику по "еврейскому вопросу". Так, например, в сообщении полиции и СД из оккупированных восточных областей от 17 июня 1942 года отмечалось, что деятельность ОУН(б) велась в том числе на еврейские деньги: «
Установлено, что даже евреи давали деньги; в основном к этому они вынуждались шантажом». Немецкими спецслужбами также были зафиксированы случаи, когда бандеровцы снабжали евреев поддельными паспортами. Отмечу, что позже именно это давало СБУ возможность "отмывать" ОУН от участия в резне и погромах. При этом причины изменения отношения к "еврейскому вопросу" фиксировались в программных документах ОУН(б). Например, в апреле 1942 года Вторая конференция ОУН(б) приняла следующее постановление:
«Несмотря на отрицательное отношение к жидам, как к орудию московско-большевистского империализма, считаем нецелесообразным в настоящий момент принимать участие в противожидовских акциях, чтобы не стать слепым оружием в чужих руках и не отвлечь внимания масс от главных врагов».
Нецелесообразность антиеврейских акций «в настоящий момент» обуславливалась еще и тем, что «еврейский вопрос» решали немцы и решали радикально. 6 августа 1942 года областной комитет ОУН(б) в Каменецк-Подольске не без удовлетворения констатировал:
«Жидовскую проблему немцы решили сами. Свезли жидов до большевистских городов и там их постреляли. В небольшом числе находятся они еще в местечках, используемые на физических работах».

В скорости, рассчитывая получить поддержку в борьбе за независимость от западных стран, а именно от "Англии и Америки", политика "еврейского вопроса" была еще раз скорректирована, о чем свидетельствуют решения, принятые на первой войсковой конференции ОУН(б) в октябре 1942 года:
«Главная военная команда требует от краевых военных команд:

С началом военных действий за независимость ликвидировать любой ценой вопрос национальных меньшинств. А чтобы этот вопрос ликвидировать, нужно нацменов - врагов народа - уничтожить.

1. Русских нацменов вообще нужно оставить в покое, потому что они на Украине сжились с народом и не представляют никакой угрозы. Они вместе с украинским народом (главным образом крестьяне) переживают всякие политические события. Русских же активистов, борющихся против украинцев, необходимо уничтожать, предварительно взяв их всех на учет, главным образом в маленьких городах, т. к. они являются врагами украинцев.

2. Евреев не следует уничтожать, но выселить их с Украины, дав им возможность кое-что вывезти из имущества. Считаться с ними нужно, потому что они имеют большое влияние в Англии и Америке.

3. Поляков всех выселить, дав им возможность взять с собой, что они хотят, так как их также будут защищать Англия и Америка. Тех же, которые не захотят уезжать, - уничтожать. Активнейших врагов и среди них всех членов противукраинских организаций уничтожить в день перед объявлением мобилизации. На учет они будут взяты заблаговременно районными и уездными военными командами. Уничтожением будет заниматься жандармерия и в отдельных случаях «СБ». Использовать для этого бойцов армии запрещается.

4. Мадьяр, чехов и румын не трогать, помня про ликвидацию Западного фронта.

5. Других нацменов СССР не трогать. Армян трактовать так же, как и евреев, учитывая, что они - преданные России люди».
Тема борьбы с антисемитизмом получила развитие на III Чрезвычайном Великом съезде ОУН(б), где был принят тезис о равноправии всех проживающих на Украине национальностей, в том числе и евреев. Это постановление было широко использовано бандеровской пропагандой, оставаясь, впрочем, довольно далеким от реальности. Фактически было прекращено преследование лишь тех евреев, которых использовали в УПА в качестве ценных специалистов (например, врачей).
К осени 1943 года в подразделениях УПА имелось небольшое количество евреев. В своих воспоминаниях один из лидеров ОУН(б) Николай Лебедь пишет:

«Большинство врачей УПА были евреями, которых УПА спасала от уничтожения гитлеровцами. Врачей-евреев считали равноправными гражданами Украины и командирами украинской армии. Здесь необходимо подчеркнуть, что все они честно исполняли свой тяжкий долг, помогали не только бойцам, но и всему населению, объезжали территории, организовывали полевые больницы и больницы в населенных пунктах. Не покидали боевых рядов в тяжелых ситуациях, также тогда, когда имели возможность перейти к красным. Многие из них погибли воинской смертью в борьбе за те идеалы, за которые боролся весь украинский народ».

Эти слова находят подтверждение и в советских документах. 30 октября 1943 года командир действовавшего на Волыни партизанского соединения Бегма сообщил в УШПД:

«Националисты в Домбровице мобилизовали всех портных для изготовления теплой одежды на зиму. По последнему распоряжению штаба националисты сейчас принимают к себе всех, кроме поляков. В данное время среди националистов много евреев, особенно врачей».

Причины, по которым украинские националисты стали принимать у себя евреев, были сугубо прагматичными и никогда не скрывались руководителями УПА. Волынь была отсталой аграрной областью, большинство населения которой составляли крестьяне. Вплоть до войны около трети населения этой земли были элементарно неграмотными, а ремесленников и врачей имелось крайне мало. Этот-то дефицит необходимых специалистов и заставил командование УПА использовать евреев. Однако, одновременно с явным использованием евреев в УПА, проходило их тайное уничтожение. Оно проводилось руками Службы безопасности ОУН. Эта структура занималась уничтожением евреев до принятия постановлений III Великого съезда ОУН(б) и продолжала заниматься этим после. В отчете референта Службы безопасности ОУН, захваченном советскими партизанами, исчерпывающе характеризуется реальная политика националистов:

«Ранее СБ издала приказ - всех жидов-неспециалистов конспиративно уничтожить, чтобы жиды и даже наши люди не знали, а пускали пропаганду, что ушел к большевикам».

Аналогичная информация содержалась в захваченном партизанами распоряжении референта СБ Жибурты:

«Всех жидов-неспециалистов конспиративно уничтожать, распуская слухи об их уходе к большевикам».

Таким образом, евреи-неспециалисты тайно уничтожались практически сразу. Специалисты жили дольше, но при приближении Красной Армии их также убивали. Руководством ОУН и УПА тогда был издан ряд директив о тайном уничтожении «ненадежных элементов». Об этом говорится в показаниях командира ВО «Турив» группы УПА «Север» Юрия Стельмащука:

«Была еще секретная директива центрального провода ОУН, которую также устно передал нам "КЛИМ САВУР" по линии СБ, о физическом истреблении всех советских военнопленных, находящихся на территории западных областей Украины, как способствующих распространению большевизма”.

По подсчетам польского историка Гжегожа Мотыки, в общей сложности УПА было уничтожено примерно 1-2 тысячи евреев, большая часть из которых - на Волыни. С учетом того, что к началу деятельности УПА на территории Западной Украины из евреев оставались в живых лишь немногочисленные беглецы из гетто, эта цифра очень значительна. Как видим, постановление III Чрезвычайного Великого съезда ОУН(б) о равноправии всех проживающих на Украине наций не оказало серьезного влияния на процесс уничтожения евреев формированиями УПА и СБ ОУН. Однако, несмотря на это, исключительно пропагандистским его назвать невозможно. Принятое на съезде постановление стало началом официального изменения программных установок украинских националистов по «еврейскому вопросу».
Разумеется, далеко не все руководители ОУН были готовы отбросить привычные антисемитские взгляды. В 1944 году главный идеолог украинского национализма Дмитрий Донцов подверг новую программу ОУН(б) жесткой критике именно в связи с изменением подхода к еврейскому вопросу. На что ему возразил молодой член Главного совета ОУН(б)
Осип Позичанюк, отметивший нецелесообразность старых подходов к «еврейскому вопросу». Его выступление достойно обширного цитирования:

«После немецкой практики трудно (если не бессмысленно) играть этой картой сегодня. Тем более, что жидовская проблема для Украины сегодня не существует… Что было к лицу… повстанческим атаманам, которые кроме антисемитизма и ксенофобии больше ничего не могли использовать, больше ничего не сделали и не могли сделать, поскольку это было выше их идеологических, политических и организационных возможностей, то не приличествует нам - поколению, перед которым стоит большая задача, чем кустарная ксенофобия. Поэтому не уводите со столбовой дороги на антисемитские и ксенофобские приманки, потому что на них Гитлер с целым Рейхом поломал себе ноги… Нужно быть политически неграмотным, чтобы не понимать, что, несмотря ни на какие наши традиции в жидовском вопросе, ныне по ряду причин надо любой ценой отмежеваться от антисемитизма. По той же причине, по которой нужно отмежеваться от любой тени гитлеризма. Потому что собственный наш народ распнет или изгонит, встанет на эту линию. Не потому, что народ симпатизирует жидам. А потому, что народ испытал от всемирных носителей этого антисемитизма - гитлеровских орд - еще большую трагедию, чем жиды, и любую подобную «политику» примет за продолжение уже слышанного, а ее носителей - за гитлеровских агентов… В программе не должно быть никакого антисемитизма и никакой-либо «фобии». В программе должны быть признаны права нацменьшинств и даже подчеркнуты льготы тем, кто будет сотрудничать и будет жертвовать в борьбе за Украинскую державу».

Аргументация Позичанюка была цинична, но совершенно неопровержима. Наличие в программе ОУН(б) антиеврейских положений означало невозможность найти поддержку на Западе и реальную возможность потерять поддержку отрицательно настроенного к нацистам населения Западной Украины. В то же время «еврейский вопрос» на Украине больше не существовал - он был радикально решен нацистами и (в гораздо меньшей степени) самими оуновцами. Так почему же не отказаться от антиеврейских тезисов? Позиция Позичанюка была официально признана руководством ОУН(б). Свидетельством тому является приказ командования Военного округа «Буг» от 5 сентября 1944 года. В отличие от инструкции Главного командования УПА для пропагандистских служб от 1 ноября 1943 года и «Временных инструкций» 1944 года, в этом документе не было места для разночтений:

«Жиды и другие чужинцы на наших землях: трактуемы как национальные меньшинства».

Более того, декларацией дело не ограничилось. Руководство ОУН и УПА настойчиво добивалось его выполнения и категорически запрещало проведение антиеврейских акций. Так, например, в 1947 году, во время подготовки пропагандистских рейдов УПА на территорию Чехословакии, референт пропаганды ОУН на Закерзонье Василий Галаса специально обращал внимание командира уходящих в рейд подразделений Владимира Гошка на недопустимость убийств евреев и ведения антисемитской пропаганды:

«Ни при каких обстоятельствах нельзя убивать жидов и наносить им обиды, а также вести антисемитскую пропаганду, - писал Галаса. Если в беседах затронут эту тему, необходимо максимально осуждать гитлеровские зверства. Пояснять, что на Украине, за которую воюем, будет иметь каждый человек, в том числе чешские и словацкие жиды, равные права и подобающую свободу. Если этого не будет нужно, не затрагивать жидовской темы вообще».

Кстати, ничего не напоминает аргументация? А про "
нац.меньшинства"? Кстати, тема нац.меньшинств это 2012 год, никаких майданов еще нет.
Ну а что было до корректировки курса? Например во Львове? Об этом в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий