Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 29 апреля 2015 г.

Эпоха СССР: Лучшие советские фильмы о Великой Отечественной Войне. Часть-7.

   Выбрать «самые-самые» из того огромного наследия, оставленного нам советской эпохой... лучшая пятерка, - десятка, - двадцатка...
   Это невозможно.
   
   Мы расскажем о некоторых из этих фильмов, почитая другие и восхищаясь теми , которые мы не упомянули...
 «Живые и мертвые», 1963 г.

Режиссер: Александр Столпер
Сценаристы Александр Столпер, Константин Симонов
Оператор: Николай Олоновский
Художник: Стален Волков
Производство: Мосфильм
Год: 1963
Премьера: 24 февраля 1964
Актеры: Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Алексей Глазырин, Олег Ефремов, Лев Любецкий, Владлен Паулус, О. Якушев, Людмила Крылова, Людмила Любимова, Василий Макаров, Роман Хомятов, Зиновий Высоковский, Игорь Пушкарёв, Борис Чирков, Виктор Авдюшко, Евгений Самойлов, Олег Табаков, Лев Круглый, Владимир Горелов, Владимир Кулик, Юрий Волков, Михаил Ульянов, Евгений Шутов, Николай Сергеев, Юрий Дубровин, Владимир Муравьёв, Раиса Куркина, Софья Павлова, Владимир Маренков, Владимир Шибанков, Валентина Телегина, Борис Юрченко, Михаил Глузский, Михаил Воробьев, Арина Алейникова, Борис Битюков, Борис Ардов

   По первой части одноимённого романа Константина Симонова.

   Это картина, как сказано в первом кадре, «о сорок первом страшном и героическом годе». Это одна из первых попыток сказать о недавней истории правду. Режиссер стремится воссоздать время в его максимальной подлинности — от общего настроя до деталей. Здесь и неразбериха первых дней войны, и отчаяние, и готовность погибнуть за родину. В 1963 году К.Симонов вместе с режиссером А.Столпером смогли сказать многое из того, что прежде было запретным. О приспособленцах и негодяях, о мужественных и честных людях, для которых предписание — не последний закон. В многофигурной композиции каждый, даже эпизодический персонаж, имеет свой характер и свою судьбу. Близость смерти проверяет личность до дна и открывает в ней даже то, о чем человек мог раньше и не подозревать. Не батальные сцены, не героические атаки, а именно люди в экстремальной ситуации оказываются в центре внимания создателей фильма.

   Действие фильма разворачивается во временном отрезке с первых дней Великой Отечественной войны и до середины зимы 1941-1942 годов, до начала контрнаступления советских войск под Москвой. Находившийся в отпуске корреспондент армейской военной газеты Иван Синцов с началом войны возвращается в свою часть, расположенную в Белоруссии. Однако доехать до части ему не удаётся, уже в первые дни под натиском фашистов наши войска отступают. Вместо своей части он попадает на сборный пункт в городе Борисов. Там его направляют в штаб вместе с другим офицером. Они выходят на дорогу поодаль друг от друга, чтобы проголосовать и с попутной машиной доехать до Орши. Но в это время налетает вражеская авиация и его попутчика и машину, которую он только что остановил, разносит взрывом авиабомбы. Синцов попадает в другую военную газету, расположенную в Могилёве, а затем в два окружения – под Могилёвом в июле и под Ельней в октябре 1941-го…

    Роман К.М.Симонова «Живые и мертвые» — одно из самых известных произведений о Великой Отечественной войне.

   Фильм снят по опубликованной в 1959 году первой части одноименной трилогии известного советского писателя, поэта и драматурга Константина Симонова. В основу романа положен личный дневник писателя, который вышел отдельной книгой под названием "100 суток войны". Трилогия "Живые и мертвые", по мнению ряда литературных критиков, является одним из самых заметных произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Лента "Живые и мертвые" стала третьей совместной работой Симонова и режиссера Александра Столпера. В 1943 году Столпер поставил по сценарию Симонова фильм "Жди меня", а год спустя — "Дни и ночи". В 1967 году Столпер по второй части симоновской трилогии ("Солдатами не рождаются") снял продолжение "Живых и мертвых" — фильм "Возмездие".

   «Мы полагали, что в нашем фильме не должно быть одного главного, центрального образа», — писал о работе над "Живыми и мертвыми" Александр Столпер в своей статье "Как это было". — «Наш герой коллективный — народ, который сражался и побеждал. Поэтому мы очень тщательно отбирали актеров-исполнителей; даже небольшие роли мы поручали большим актерам и, что очень приятно, всегда находили в них единомышленников. Драматургия каждого эпизода в нашем фильме такова, что любой актер, по сути дела, ставится в положение главного героя — он ведет сцену».


   В 1964 году фильм "Живые и мертвые" был удостоен главного приз по разделу художественных фильмов и приза Министерства Обороны СССР на I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде, "Диплома отличия" на "Фестивале фестивалей" в Акапулько, главной премии "Хрустальный глобус" на Международном кинофестивале в Карловых Варах. В 1966 году режиссер картины Александр Столпер и актер Анатолий Папанов, исполнивший роль Серпилина, стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

   Интересные факты о фильме Живые и мертвые.
   — В эпизодической роли одного из солдат, которые едут с Синцовым в кузове грузовика, снялся Владимир Высоцкий (его имя даже не указано в титрах).
   — Прототипом фотокора газеты "Известия" Михаила Вайнштейна, которого сыграл Зиновий Высоковский, стал фронтовой друг Константина Симонова, военный фотокорреспондент "Красной звезды" Михаил Бернштейн, погибший в мае 1942 года.
   — Образ комбрига Серпилина списан Симоновым с командира 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса полковника Семена Федоровича Кутепова. В 1976 году писатель в предисловии к завершенной им трилогии "Живые и мертвые" подчеркнул, что игра Папанова в картине сыграла важную роль в формировании образа Серпилина: «Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов».
   — В фильме отсутствует музыкальное сопровождение. Авторы, стремясь к хроникальной манере повествования, сознательно отказались от песен и мелодий, чтобы внимание зрителей было сосредоточено на звуках войны — треске выстрелов, грохоте взрывов, гуле орудийных залпов, шуме моторов самолетов, танков и автомобилей. Этот прием усиливает впечатление документальности показанных в картине событий.
   В премьерный год картину посмотрели 41,5 миллионов человек. Лента занимает 80 место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

http://kino-teatr.ru
http://ruskino.ru
http://megogo.net
http://www.vokrug.tv

Комментариев нет:

Отправить комментарий