«Окрашивая коня в необычный цвет, Петров-Водкин использует традиции русской иконописи,
где красный является символом величия жизни, а иногда обозначает жертву».
9 любопытных фактов о картине "Купание красного коня".
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
«Купание красного коня», 1912
Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
|
Самая известная картина Кузьмы Петрова-Водкина, родившегося ровно 135 лет назад, не так проста, как
это может показаться на первый взгляд. Образы богемы начала прошлого века сочетаются в ней с классическими приемами русской
иконописи
Всадник на коне.
Он напоминает традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца — символ победы
добра над злом. В то же время в облике наездника, внешне совсем не похожего на простого деревенского мальчишку, художник показал
типичные утонченные черты петербургской богемы начала века, далекой от народа.
Красный конь.
Окрашивая коня в необычный цвет, Петров-Водкин использует традиции русской иконописи, где
красный является символом величия жизни, а иногда обозначает жертву. Неукротимый конь часто присутствует и в литературе
как образ могучей стихии родной земли и непостижимого русского духа: это и «птица-тройка» у Гоголя, и летящая «степная кобылица»
у Блока.
Розовый берег.
Яркий розовый цвет ассоциируется с цветущими деревьями — образом райского сада.
Водоем.
На картине не конкретное место у какого-то реального водоема, а пространство Вселенной. Синезеленые
краски соединяют мир земной и мир небесный. Зеленый цвет — напоминание о цветущей, вечно продолжающейся жизни, а отраженное
в водоеме синее небо — отсыл к помыслам о мире высшем.
Фигуры купальщиков.
Петров-Водкин никогда не изображает мимолетного движения. Во всех его работах действие словно
замедляется, фигуры приобретают ритуальную неподвижность. Кроме того, тела мальчиков лишены и намека на индивидуальность.
Это юноши «вообще», во всей красоте пластического совершенства. Они совершают плавный хоровод в вечном круговороте дней.
Не бытовая картина
Художник начал работу над полотном весной 1912 года. Предварительные рисунки не содержали и
намека на символический подтекст — Петров-Водкин предполагал изобразить бытовую сцену: «В деревне была гнедая лошаденка,
старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы
я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы
картине социальную значимость».
Кто этот юноша
Впрочем, осенью 1911 года Петрову-Водкину показывал свою работу ученик Сергей Колмыков. Она называлась «Купание красных коней»: в воде плескались желтоватого цвета люди и рыжие лошади. Кузьма Сергеевич охарактеризовал ее весьма жестко: «Написана точно молодым японцем». Повлияла ли работа ученика на Петрова-Водкина и в какой момент деревенская лошадь превратилась в чудо-коня, неизвестно.
Впрочем, осенью 1911 года Петрову-Водкину показывал свою работу ученик Сергей Колмыков. Она называлась «Купание красных коней»: в воде плескались желтоватого цвета люди и рыжие лошади. Кузьма Сергеевич охарактеризовал ее весьма жестко: «Написана точно молодым японцем». Повлияла ли работа ученика на Петрова-Водкина и в какой момент деревенская лошадь превратилась в чудо-коня, неизвестно.
Однако известно, что позже Колмыков писал в дневниках: «На этом красном коне наш милейший Кузьма
Сергеевич изобразил меня. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее». Есть и еще два претендента на роль прототипа
всадника. Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь...»
Существует и мнение, что художнику позировал Владимир Набоков (так считает Александр Семочкин, бывший директор музея писателя
в Рождествено). Кто из трех претендентов отображен на финальной версии картины, неизвестно. Художник мог вспоминать обо всех
мальчиках, создавая символический образ юного всадника.
Долгая дорога к пониманию
Публика впервые увидела «Купание красного коня» в 1912-м на выставке объединения «Мир искусства».
Картина висела над дверью зала. Известный критик 1910-х годов Всеволод Дмитриев, печатавший рецензии в «Аполлоне», едва ли не
самом знаменитом журнале того времени, назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». Однако последователей
у Петрова-Водкина не нашлось: слишком странной и недосягаемой была его манера. В советские годы картину трактовали как предчувствие
наступления революционных пожаров в России. Художник считал иначе. Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал:
«Так вот почему я написал «Купание красного коня»!»
О картине
По оценке Елены Евстратовой, искусствоведа и сотрудника Третьяковской галереи, в картине Петрова-Водкина
приземленное, бытовое правдоподобие исчезает и возникает ощущение сопричастности к космосу.
Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он
назвал ее «наука видеть». Художник использовал прием сферической перспективы — подобно иконописцам он изображал предметы
одновременно сверху и сбоку. Линия горизонта приобретала закругленные очертания, вовлекая в орбиту удаленные планы картины.
Этой же задаче служила и знаменитая трехцветка художника — картина строится на сочетании основных цветов: красного, синего
и желтого. Об этом принципе, использовавшемся в иконописи, художник узнал в юности, когда наблюдал за работой иконописца-старовера.
Петрова-Водкина завораживали баночки с красками: «Они сияли девственной яркостью, каждая стремилась быть виднее, и каждая
сдерживалась соседней. Казалось мне, не будь между ними этой сцепленности, они, как бабочки, вспорхнули бы и покинули стены
избушки».
Макар Дмитриев
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
1878 — Родился в Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника.
1901–1908 — Занимался в художественных школах Антона Ажбе в Мюнхене и Филиппо Коларосси в Париже.
1904 — Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1910 — Стал членом объединения «Мир искусства».
1913 — Работал как график и театральный художник.
1918–1930-е — Участвовал в художественной жизни советской России, преподавал в Академии художеств.
Начало 1930-х — Написал автобиографические книги «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» с изложением «науки видеть».
1939 — Скончался в Ленинграде.
1901–1908 — Занимался в художественных школах Антона Ажбе в Мюнхене и Филиппо Коларосси в Париже.
1904 — Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1910 — Стал членом объединения «Мир искусства».
1913 — Работал как график и театральный художник.
1918–1930-е — Участвовал в художественной жизни советской России, преподавал в Академии художеств.
Начало 1930-х — Написал автобиографические книги «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» с изложением «науки видеть».
1939 — Скончался в Ленинграде.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8471/
Комментариев нет:
Отправить комментарий