Вспомнил...
В детстве зачитывался произведениями
нашего русского советского писателя-фантаста
Александра Романовича Беляева.
Совсем недавно совершенно
неожиданно ощутил некую метафорически-пророческую
суть романа «Продавец воздуха».
Воздух... мне не хватает воздуха... меня
лишают воздуха...
Душно, мрачновато и как-то...не по себе...
Давно и отчётливо, внятно и жёстко
- мне очень не по себе.
Нет, не о физической атмосфере планеты
нашей конечно же я говорю и думаю..
Думаю и говорю, думаю и вновь говорю...
почти всегда наедине с собою.
Атмосфера творчества.
Воздух, без которого человек быстро
погибает... Среда, лишенная такого «воздуха»,
начинает убивать Человека... медленно,
незаметно для жертвы, но беспощадно. Ласково
и жёстко одновременно.
Эти ласку и привлекательность мы
видим...
Жёсткость, жестокость и беспощадность
- нет. А их крайне необходимо увидеть...
Творчество почти утратило ориентацию
на самый перспективный, но требующий
длительного и непростого труда, вектор
развития: устремление Человека в Будущее.
В Будущее - к новым мирам, к новым возможностям
Человека, к Восхождению.
Самый перспективный? Нет, пожалуй,
не так...
Это ЕДИНСТВЕННО перспективный вектор.
Собственно этот вектор и является
главнейшим маркером, позволяющим определить
наличие развития... или отсутствие такового.
Творчество переориентировалось
на получение материального дохода «здесь
и сейчас». Любыми средствами.
Современная атмосфера творчества уже не пахнет
деньгами... она давно ими омерзительно воняет.
Жанр фантастики неуклонно замещается
жанром «фэнтези».
Хорошо сказал об этом А.И.Фурсов (вольн. цит.): «Раньше в фантастике будущее
представлялось, как Будущее, сейчас в
литературе будущее представлено - как
Прошлое. Это и есть жанр «фэнтези».
Появилась закрытая от общества наука.
Вернее, перспективные и новые направления
наук, революционные разработки и прочее
просто закрыли от «общего доступа».
Атмосфера... ядовитая, агрессивная,
отравляющая живое... болотный смрад.
Меня не покидает вопрос: это результат
воздействия на Человека неких сущностных
свойств капитализма с его «рыночными
отношениями» и «человек человеку - волк»?
Или это некая объективная неизбежность
развития Человека вообще? Исчерпанность
движения... тупик, финиш.
Я все же склонен к первому ответу,
поскольку состоялся в Истории другой
опыт... недолгий, прошедший как бы по касательной
- но состоялся. Это СССР и сверхтворческое
(в сравнении с остальными) общество.
Спотыкаясь, совершая ошибки, порой
очень трагические... но мы все же заглянули
в глаза Светлому Будущему.
Я предпочитаю первый ответ.
Иначе всё теряет смысл в этой Жизни.
Верю, что первый ответ - это именно
ответ, а не версия. И я надеюсь на молодых
людей, которые в этом со мной согласятся.
Я здесь не о марксизме, конечно же...
да простят меня марксисты и неомаркисты.Всё
гораздо сложнее, не помещается это «всё»
в бессмертное и бесусловно значимое
учение.
В романе «Продавец воздуха» главного
злодея настигло возмездие... весь мир сдался
и опустил руки, а Советский человек вступил
в схватку и наказал Зло. Воздух «вернулся»
и стал доступен абсолютно всем жителям
планеты. Вернулась Жизнь.
В СССР социальное целеполагание
формулировалось знаменитым мощным: «Мы
рождены, чтоб сказку сделать былью!».
И делали сказку былью! И не раз, и не
два...
А.Р.Беляев |
Этот роман А. Беляева был впервые
опубликован в 1929 году в журнале «Вокруг света» (1929, № 4—13).
Надо сказать, что и в других произведениях
писателя можно обнаружить много такого,
что неплохо параллелится с сегодняшним
днём.
На ютубе есть фильм «Продавец
воздуха», снятый в 1967 году в СССР на Одесской
киностудии, режиссёр - Владимир Рябцев.
О качестве фильма ничего не скажу,
поскольку смотрел его очень давно, в детстве...но
актерский состав - точно хороший.
Петр НОР(Ильницкий), январь 2017.
Комментариев нет:
Отправить комментарий