Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 31 июля 2013 г.

Уникальцы

"Любовь к себе" как идеология
«Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь...»
Из Оскара Уайльда.

        Сейчас в моде, или, как принято говорить – «в трендах» любовь к себе, ощущение себя уникальным, неповторимым, удивительным. «Я не такой, как все! Я - не вы, я не со стадом, я сверху поплёвываю! Мы не рабы, рабы не мы. Мы – творческие дизайнеры и инженеры человеческих душ». Как говаривал в подобных случаях старина-Карандышев: «Мы, то есть образованные люди, а не бурлаки». Он тоже считал себя незаурядным, и кстати, любил себя - уникального куда как больше, чем Ларису Дмитриевну. Но, к счастью, общество, несмотря на все его потуги, величало Карандышева «ничтожеством». Точно так же считали и мы в своём школьном отрочестве, когда разбирали «Бесприданницу» на факультативе.
Однако времена изменились. Попробуйте набрать в поисковиках эту фразочку – «любовь к себе». Тут же выскочит миллион наименований книг, статей и даже целых сайтов, призванных убедить человека, что он и есть самый-самый. Просто его неправильно воспитывали в детстве, внушая ему ложное чувство вины и ощущение личного несовершенства. На этой теме делаются деньги, особенно, конечно, на Западе, где это направление явилось одним из следствий пресловутой толерантности. Пусть расцветают сто цветов! Так, больше не принято называть человека дебилом – отныне он «другой», «альтернативно одарённый». Логика проста. Вот, что для отдельного человечка лучше? Считаться набитым дураком или же уникальным индивидуумом, который видит мир в ином, подчас гораздо более ярком свете? Основной посыл психологов и прочих авторов, возделывающих сию тему: «Ты хорош не потому, что действительно хорош, а потому что это – ты».

Теперь вспомните, как построена любая реклама. Какие фразы врезаются в память? «Ведь ты этого достойна!» - рефрен косметической компании. «И пусть весь мир подождёт…!» - устойчивый оборот в рекламе известных молочных десертов. Предлагая мужчине ту или иную марку часов, закадровый голос всегда упирает на то, что именно ты – эксклюзивен, как эксклюзивно наше предложение. Мол, ты – не все, да и мы работаем не для всяких. Итак, почему же тема уникальности и любви к себе так востребована, более того – столь агрессивна? Нам же открыто навязывается этот стиль жизни: «Люби себя и плюй на всех и в жизни ждёт тебя успех!». Нет, никакой заумной конспирологии тут нет. Всё вертится вокруг банальной…прибыли.
Простой пример. На экране – некая европейская, кажется голландская, школа рисования для взрослых. Руководительница сего заведения (кстати, ни разу не художница) радостно заявляет, что сюда приходят люди, дабы раскрывать свой дар, забытый и даже – забитый в детстве. Более того, рисовать надо не кистью и не карандашами, а …пальцами. Это такое ноу-хау, потому что традиционное обучение технике живописи, теории цвета и прочим скучным вещам, как раз, отбивает интерес к рисованию. Оказывается! Точнее, отдаляет от раскрытия личной уникальности. В кадре - бородатые дядьки и корпулентные тётки сосредоточенно возят испачканными руками по громадным листам ватмана… Разумеется, рисуют они вовсе не какие-нибудь там цветы и облака (это же банально), а, к примеру, своё утреннее настроение. Главное в этом деле - не уныло-академичный профессионализм, а – креативность. Потом всем этим самородкам выдадут красочные дипломы об окончании курса, будет фуршет и выставка лучших работ. А через неделю у предприимчивой мадам – набор в новую группу. Ещё полтора десятка страждущих принесут ей свои евро, потому что здесь не тычут носом в ошибки и не заставляют переделывать, а каждый день и каждое мгновение сообщают, что ты – уникален. Ты – нужен. Ты – лучший. Кому человек отдаст своё сердце и свои денежки? Тому, кто хвалит, конечно же.
Или вот. Школа дизайна одежды для молодёжи. Тоже где-то на «цивилизованном» западе. Ни о каких лекалах или, там, о чётких выкройках, речи не заходит. Все эти скучные термины, вроде «глубина проймы» или «баланс полочки» - тоже совершенно ни к чему. Главное – включить фантазию и создавать креативы. Нам показывают радостных ребят и девчонок, которые произвольно кромсают ткань, лепят на неё какие-то безумные аппликации, что-то с чем-то сшивают и вообще творят под лозунгом «Куда кривая выведет!». И главное, что все счастливы. Это ли не главное? Неси нам денежки и стряпай свою креативную рванину. А мы уж тебя заставим быть уникальным – ты не сомневайся.
Пропагандируемая «любовь к себе» выгодна, она приносит барыши. Причём, не только руководителям подобных, с позволения сказать, школ. Без неё невозможно слаженное функционирование общества потребления. Индивидуум, осознающий и пестующий собственную исключительность, гораздо более активный потребитель, нежели человек с адекватной или с заниженной самооценкой. Такому проще впарить «эксклюзивный» товар или же «элитную» услугу – ты у нас самый-самый, поэтому спеши соответствовать! Так сказать, любовь к себе требует жертв. Если обычной, средненькой женщине постоянно внушать, что она – неземная красавица и практически «Мисс Вселенная», она отдаст все свои деньги на приобретение «волшебных» кремов и «чудодейственных» помад. Она скупит весь Пассаж и ломанётся дальше фривольным галопом. Основная задача «продавца» (в широком смысле этого слова) почаще зудеть, что «ты этого достойна…!». А вообще, как там? Ваш звонок очень важен для нас – оставайтесь на линии.
Или вот. В интернете и в прессе иной раз попадается реклама: «Мы напечатаем Вашу книгу!». То бишь всякий графоман, чью галиматью отвергли даже современные издательства, выпускающие, кажется, любую глупость, может реализовать своё право на Слово. Вежливые работники фирмы предложат вам самые разные варианты воплощения: от простенького на бросовой бумаге до роскошного с золотыми обрезами. Ведь ты этого достойна! И пусть весь мир подождёт! Ты создана именно для того, чтобы твоё слово было выдолблено на камне и осталось в Вечности. Ты, главное, заплати, а мы уж постараемся. Быть писателем, держать на полочке своё творение, снисходительно одаривать друзей и знакомых красиво сделанным томиком – это ли не счастье? Я уникален! Я – писатель, а не какой-нибудь там сантехник Афоня Борщов и не повариха Тоська Кислицына. Вам не нравится мой роман? Вы просто не понимаете или же завидуете…
Кто-то спросит: ну, а что, собственно, в этом плохого? Что, лучше, если человек будет считать себя средне-паршивым ничтожеством и заниматься самокопанием, вместо того, чтобы творить, парить и трубить? Это же так великолепно – общество улыбчивых, творческих по духу, непохожих друг на друга людей, каждый из которых осознаёт себя прекрасным созданием! Это разве плохо? Да. Плохо. Очень плохо. И первое, что приходит в голову, так это фраза «если завтра война». Война – даже не в смысле «военные действия», а любое экстремальное обстоятельство. Что сделает в такой ситуации «любящий себя» человек-уникалец? Побежит в военкомат? Или помчится спасать других людей? Или, быть может, как дочери Императора Николая II, отправится работать в госпиталь?
Да никогда. Он, роняя портки, ринется в убежище, за границу, на деревню к дедушке, лишь бы спастись. Рванёт с неприличной скоростью, давя собственных детей. Не дайте уникальному погибнуть! Не дай себе засохнуть! Не затопчите орла! В одной из своих статей, посвящённых феномену предательства и дезертирства, я упоминала персонажа пьесы Виктора Розова «Вечно живые» - пианиста Марка. Он, считая себя редкостным и неповторимым, всеми правдами и неправдами, уклонялся от фронта. Он полагал так: если погибну я, то погибнет и моё высокое искусство. Есть ли смысл идти воевать? Пусть погибают те, другие, обычные, которых и так чересчур много. Но это, так сказать, крайний случай. Быть может, никакого экстрима в жизни человека-уникальца так не случится. Ничто не потревожит его уютного болота, можно квакать и дальше.
Но тут есть ещё много подводных камней. Вот, к примеру, ещё один немаловажный аспект. По-настоящему уникальные люди, таланты, гении, никогда не осознают своей исключительности. Не понимают, что они – исключительны. Напротив, они ежесекундно страдают от неудовлетворённости собой и результатами собственной деятельности. Они жгут рукописи, по сотне раз переписывают картины, восклицают что-нибудь, вроде: «Не выходит каменный цветок!» Они – недовольны. Не обществом, не коллективом, не «этой страной». А конкретно собой. Их удел – самокопание. Гений всегда страдает. Талантливый всегда не уверен. Даже знаменитое пушкинское стихотворение о памятнике было посвящено не себе-любимому, но Русской Словесности.
Великая актриса Фаина Раневская говорила так: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Так было всегда. Гением нельзя самоназначиться. Это всегдапризнание «толпы». У талантливых людей всегда или почти всегда заниженная самооценка, им не свойственно ячество, им чуждо желание кричать о себе. А если ты необыкновенен по праву рождения? Тем паче! Аристократов учили с детства быть сдержанно-скромными и никогда не якать. Вспомните, в каких условиях воспитывались царские дети – им внушалось понятие долга, а вовсе не тезисы об их исключительности. Будучи уникальными изначально, царевичи с младых ногтей осознавали себя всего лишь слугами Отечества. Екатерина Великая отказалась принять титул Матери Отечества, который ей хотели преподнести после прочтения Наказа. Её внук Николай I всегда подчёркивал, что у него гораздо больше обязанностей, чем прав. Стол Александра III был скромен, как у мещанина средней руки... Ячество и себялюбие в дворянской среде пресекалось на корню. Боролись с этим и в советские времена. Вспомните фильм «Аттестат зрелости», где мальчик, обладавший модной ныне «высокой самооценкой» сделался изгоем в коллективе.
…Собственно говоря, прогресс – это плод неудовлетворённости человека самим собой и, как следствие, его желания изменить что-то в себе и в мире. Это – процесс преодоления себя. Не умею летать? Смогу. Не могу слышать за сто километров? Придумаю как. Все крупнейшие открытия и гениальные творения – это результат тяжелейшей внутренней работы, это ночи сомнений, это сотни опытов и тысячи разочарований. Любящему себя уникальцу это совершенно не нужно – он и так хорош. Потому что это – он. И пусть весь мир... Ну, вы поняли уже. Зачем по сто раз переделывать, если я и так прекрасен? К чему мне учиться, коли я ребёнок-индиго? Я уже тридцать лет ребёнок-индиго. До недавнего времени человеку внушалось понятие самоуважения, которое, в принципе, невозможно без осознания результатов своего труда. Работаешь, служишь Отечеству, выполняешь свой долг – ты имеешь право уважать себя. А пресловутая «любовь к себе» тем и универсальна, тем и восхитительна, что для неё не нужен повод. Об этом, кстати, открыто говорят многие нынешние психологи – любовь к себе априорна и безусловна, для неё не нужно изобретать велосипед и открывать электричество. Для неё не нужно даже камни ворочать. Более того! Ты хорош любой, даже если ни черта не производишь, кроме экскрементов. Так зачем, скажите такому человеку что-то там изобретать? Он и работать-то не пойдёт – пусть его содержат родители, которым в детстве долбили мозг пионерскими песнями.
Но это ладно. Для постоянного подтверждения собственной феноменальности такому, с позволения сказать, хомо-сапиенсу нужна постоянная подпитка. Аффирмации и прочие мантры из серии «Я самая обаятельная да привлекательная» не всегда действуют – даже такой обработанный человек всё-таки иногда, в минуты просветления, сознаёт, что он – не пуп Земли. Что делать? Если у такого уникальца кончается запал и падает самооценка, то он автоматически принимается унижать всех окружающих! Не самому подняться, а других унизить. «Я-то ноль, а вы – совсем минусовые величины». Как вы думаете, почему многие люди с маниакальной страстью пишут мерзости в блогах звёзд, телеведущих, известных журналистов и писателей? Вовсе не затем, чтобы указать певице N., что она непрофессионально выпевает ноту «фа». И даже не от раздражения по поводу её незаслуженно высоких гонораров. А для того, чтобы показать всему миру и доказать себе, в первую очередь, что «я – прекрасный» нахожусь в одном пространстве со звездой и даже, более того, унижаю её.
 Разумеется, психологи этого не советуют делать – напротив, они говорят о том, что любовь к себе не требует унижения окружающих и высмеивания их недостатков. Ты же хорош потому, что это - ты! И уж, тем паче, никто и никогда не призывал гадить в блогах известных медиа-персон. Но «любовь к себе» коварная штучка – она никогда не довольствуется тихой «самостью», она должна протрубить о себе во всеуслышание. Я же тоже Звезда! А тут какая-то N.! Пойду-ка, скажу, что она – дура. Откуда у современных людей столько ненависти друг к другу? Ларчик открывается проще некуда. От любви к себе!
Мобилизовать - в широком понимании этого слова - общество «альтернативно одарённых» самозначенных гениев, в принципе, невозможно, потому что в таком социуме работает негласный принцип: «Моя хата с краю, причём моя хата – самая лучшая!» Получается, что сиюминутная прибыль от удовлетворения бесконечных желаний нашего себялюбца, это не что иное, как обрубание будущего. Да. Сапиенс, любящий себя, нужен, прибылен, актуален. Он отдаст любые деньги тому, кто нашепчет ему о его уникальности и неповторимости. Однако такой человек никогда не будет развиваться по-настоящему – зачем, когда он и так хорош? Зачем, когда повысить колеблющуюся самооценку можно путём швыряния грязи в окружающих? Зачем, когда можно сходить на тренинг и научиться очередным аффирмациям? Но жизнь расставляет всё по местам. Хрестоматийная старуха, жившая по принципу «Ведь я этого достойна!», оказалась снова у разбитого корыта. Только жаль, что у разбитого корыта может оказаться вся наша цивилизация, создававшаяся в сомнениях, в дерзаниях, в борениях. Ещё пара-тройка поколений уникальцев и – пиши пропало. Потому что мир не подождёт.
http://zavtra.ru/content/view/unikaltsyi/

Комментариев нет:

Отправить комментарий