В июне этого года, в канун 22 июня, в дни 72-й годовщины начала Великой Отечественной
войны, в эти дни Памяти и Скорби, на телевизионном канале «Россия-1 был запущен «ударными дозами», по 3-4 серии в один день, 11-серийный
скандально известный злостной неправдой фильм Володарского-Досталя «Штрафбат». В связи с этим, мне, как офицеру, прошедшему
свою часть той войны в штрафбате, и написавшему об этом десяток книг и сотни публикаций, было много разного рода корреспонденции.
В большей их части мои респонденты выражали своё возмущение тем, что наши электронные СМИ совершенно игнорируют свидетельства
фронтовиков и продолжают упорно фальсифицировать нашу военную историю. И просили ещё раз сказать своё слово по этому поводу.
Однако, были и письма, свидетельствующие о том, что далеко не все понимают, какой степени ложь
отображена в этом фильме, и даже кое-кто из них считает этот «Штрафбат» чуть ли не «фильмом-символом» настоящей «солдатской
правды».
Все, кто, к сожалению, разделяет оценку фильма Володарского и Досталя «Штрафбат», как «правду о войне, которую до сего времени не знали». К вам обращаюсь я, офицер штрафбата, прошедший нелёгкими дорогами войны взводным и ротным командиром штрафбата более полутора лет. Штрафбата Великой Отечественной, которые неофицерскими не были никогда, и естественно, не комплектовались зэками-рецидивистами. Командирами всех степеней в них были боевые офицеры, а не сами штрафники или «воры в законе».
Все, кто, к сожалению, разделяет оценку фильма Володарского и Досталя «Штрафбат», как «правду о войне, которую до сего времени не знали». К вам обращаюсь я, офицер штрафбата, прошедший нелёгкими дорогами войны взводным и ротным командиром штрафбата более полутора лет. Штрафбата Великой Отечественной, которые неофицерскими не были никогда, и естественно, не комплектовались зэками-рецидивистами. Командирами всех степеней в них были боевые офицеры, а не сами штрафники или «воры в законе».
Я понимаю чувства, серьезных и эмоциональных людей, которые не могли не сопереживать киногероям «Штрафбата», поэтому хочу обратиться к ним и их единоверцам в такие фильмы.
Честно говоря, мне просто жаль тех, кто подпадает под влияние личности любимого актёра и верит образу, созданному им, даже если образ этот перечёркивает или просто похабит историческую правду.
В письмах и отзывах на этот фильм самым неожиданно обидным оказался такой вывод одного зрителя: «сердце разрывается на части ..., от той правды войны, которой мы практически не знали». Скорее, оно действительно может разорваться от того нагромождения неправды, которое профессионально, и, прямо скажем, талантливо настряпали фальсификаторы-киношники. Многим всё ещё кажется «правдой, которую они не знали», всё, что умышленно исказили, и убедительно сыграли талантливые актёры. Не стоит, мне кажется, как выразился тот же зритель, и низко кланяться актёру Алексею Серебрякову за образ «комбата», который он создал по воле авторов фильма, комбата, какого просто не могло быть в реальности. Кстати сказать, «любимец» российского зрителя вскоре после создания этого «образа» с семьёй эмигрировал за океан, заявив, что «в России воспитывать и растить детей опасно». Но разве не такие фильмы или другие подобные «образы», создаваемые уже многие годы «талантливыми» актёрами в десятках или сотнях фильмов и театральных спектаклей, как раз и создают атмосферу неуверенности и страха в нашей современной России, где детей становится «воспитывать опасно.
Остановимся чуть подробнее на образах, созданных в фильме. Серебряков сыграл того офицера-штрафника, который стал комбатом лишь потому, что по мнению авторов фильма, «во всей разбитой вдребезги Красной Армии порядочных офицеров уже не осталось». И командует он сбродом уголовников, стоя перед ними на коленях... Поэтому и командир роты Глымов, которого изобразил тоже умелый актёр Степанов, там «вор в законе», расстреливающий своего «бойца» за какие-то тюремно-лагерные долги. Если это «правда, которую вы не знали», то где же были такие, как наш комбат полковник Осипов, где же были все мы, командиры штрафников? Что, мы тоже из этой категории зэков, и творили со штрафниками, что хотели?
По мнению некоторых зрителей, «талантливо» осквернённая историческая правда кажется «страшной солдатской правдой», которая, якобы, и показана в фильме. Не могу согласиться ни с этим утверждением, ни с тем, что некоторые называют эту мещанину небывалого «фильмом - символом», и что «будущее поколение русских будет ценить ту Великую Победу!». Ведь не перестают же антиисторики разных мастей и рангов утверждать, что Победа наша достигнута не великим патриотизмом советских людей и воинским мастерством их командиров, офицеров, генералов и маршалов, а «пулемётами заградотрядов», «солдатским мясом», «трупами своих солдат противника забросали», «кровью русских залили Европу». Будут ли «ценить Великую Победу» те, кто маршалу Победы Жукову приклеивают ярлык «мясника», а Верховного Главнокомандующего Сталина считают умышленно уничтожающим свою армию и препятствующим той Великой Победе?
Если верить «талантливым» кинодеятелям, то и на штурм крепостей штрафников посылали без оружия, с «черенками от лопат», как это «талантливо» показывает «талантливый» же Никита Михалков в своей последней серии «Утомленных солнцем». А такие фильмы очень прочно засеивают мозги молодых своими зловредными семенами, которые прорастут ещё более вредными сорняками в их душах и умах.
Вот ещё одно из определений, которое иногда высказывается: «Штрафбат» показывает что-то все-таки ближе к реальности, к реальным людям, индивидуальным судьбам людей военного времени». Не думаю, что эти слова написал человек, видевший сам ту «реальность военного времени», о которой судит. Однако это убедительная констатация того факта, что в умы многих послевоенных поколений вбита идея «реальности» подобных кино-поделок, противостоящих будто бы недостоверности, безграничной хвалебности и лакировки темы героизма и патриотизма в советских фильмах о войне.
Меня, мягко говоря, «умилила» другая фраза, приведенная в откликах на фильм «Штрафбат»: «О достоверности фактов может говорить только тот, кто сам переживал и видел своими глазами, что было на войне, о чем и повествуют реальные воспоминания выживших, прошедших войну, теперь уже немногочисленных ветеранов». Как это верно, но всё-таки, как далее считает автор этих строк, « все так и было» как показано в фильме. Вот как! Что бы там ни говорили те, кто видел своими глазами войну и штрафбаты, «а я считаю: в кино нам показывают, что всё так и было». Извините, но нам, фронтовикам, обидно, когда изощрённые попытки исказить факты, достигают цели. Но особенно прискорбно, когда верят и нам, и одновременно этим вралям, как свидетельствовал один из авторов откликов. Как говорят, «и нашим, и вашим!». Правда, нынче эта двойная оценка выражается уже более определённо: «плюрализм мнений в одной голове» - это... нонсенс», а психиатры выражаются, как известно, ещё определённее, называя это явление шизофренией
Я тоже мог бы по поводу этого фильма привести множество высказываний, которые совсем не совпадают с приведенными выше. В первые же дни новой демонстрации «Штрафбата» мне был просто шквал звонков и множество писем от Владивостока и Хабаровска до Украины и Беларуси, из дальнего зарубежья с возмущением о новой атаке наших СМИ на правду.
Тема штрафбатов - «конёк», на котором продолжают спекулировать наши доморощенные «историки», в том числе и кинодеятели, создающие не только «художественные», но и так называемые «документальные» ленты. Позиция постановщика 11-серийного «Штрафбата» Н. Досталя, продолжает оставаться «твёрдой и непоколебимой», и чётко обозначена в интервью газете «Аргументы и факты» ещё от 26 мая 2010 года. Там этот кинодеятель договаривается до того, что в той войне «столько миллионов убито... зазря, по вине командующих наших.... Столько народу ушло по вине Сталина и прочих». Ну, вот, что и требовалось им доказать: не по вине Гитлера, напавшего на нашу родину ради массового уничтожения и порабощения миллионов славян, евреев, цыган и других «недочеловеков», а «по вине Сталина и прочих»....
Некоторые современные политиканы, такие, например, как Гозман, дошли уже до того, что совершенно безнаказанно, вопреки решениям Международного Нюрнбергского Трибунала представляют гитлеровских карателей-эсэсовцев героями, «честно и самоотверженно» воевавшими с врагом, а советскую армию и её органы, вылавливающие немецких шпионов и их пособников - палачами своего народа. Да и в не менее скандальной телепередаче некоего Набутова «Пока ещё не поздно» о штрафбатах, прошедшей накануне Дня Победы 7 мая 2013 года, тот же Досталь утверждает, что авторы-создатели фильма «Штрафбат» прекрасно понимали, что многое в их киносериях не соответствует исторической правде. «Но это было нужно для «идеи фильма». А эта «идея» хорошо просматривается: оболгать героическую историю советского народа и его армию в Великой Отечественной войне, подменив её надуманной «историей» штрафбата, «фантазиями» по-володарски и по-Досталю. Этой «идее» подчинен и «документальный» фильм «Штрафбат. Секретный батальон» Набутова в той самой передаче «Пока ещё не поздно», как и во многих других «документально-игровых» фильмах Алексея Пивоварова или Сергея Пашкова по поводу таких великих битв, как за Москву, Сталинградскую и другие.
Относительно фильма «Штрафбат» приведу высказывание весьма авторитетного военного теоретика, Президента Академии военных наук, генерала армии Махмута Гареева, советского военачальника, доктора военных и доктора исторических наук, профессора:«У меня сложилось впечатление, что постановщики «Штрафбата» вообще не были заинтересованы в хотя бы относительной объективности. Главным «историком» и «военным экспертом» выступал... филолог Борис Соколов (Известный своими антиисторическими опусами. - А.П.). В то же время в студию не пригласили ни одного участника войны, которые всю войну прослужили в штрафных подразделениях. Могли позвать хотя бы писателя Владимира Карпова, вышедшего Героем Советского Союза из штрафной роты в которой воевал, или Александра Пыльцына, который... написал книгу «Штрафной удар».
Несколько лет тому назад в Интернете было ещё одно высказывание, которое, ну очень точно совпало с моим мнением относительно «Штрафбата». Привожу это высказывание с некоторым сокращением:«Художественный вымысел? Не смешите, - не такие уж идиоты создатели «Штрафбата». Сделано все было вполне осознано. Если фильм не документальный, а художественный, все позволено? Но это фильм не о Конане-варваре, а о Великой Отечественной. Художественный вымысел тоже имеет границы. Подлость - это и есть предел для художественного вымысла. Создателям «Штрафбата» эти границы неведомы.
Почему-то поклонников «Штрафбата», нашедших в этом фильме «настоящую правду о войне», очень мало интересует мнение об этом фильме ветеранов.
Как раз накануне праздников в колоссальных масштабах с помощью невесть откуда взявшихся «военных историков», режиссеров, журналистов-разоблачителей и прочих тружеников СМИ, появляется на свет эта «настоящая правда о войне». Эта «правда» говорила о «бездарной войне», «трупами завалили», «одна винтовка на троих», «войну выиграли штрафбаты», «войну выиграли с помощью заградотрядов» и т.п. И превратились наши ветераны из победителей - в несчастных, чудом уцелевших из огромной массы серого быдла, брошенного на фронт защищать режим Сталина. Некоторые из ветеранов еще пытались ОПРАВДЫВАТЬСЯ, что, мол, не так все было! Оправдываться перед кем? Перед творцами «настоящей правды», перед творцами таких «высокохудожественных» фильмов как «Штрафбат»?»Спасибо моему единомышленнику по этой теме, очень важной для меня, штрафбатовского офицера и автора книг о нашем 8-м штрафном батальоне. К счастью, всё-таки наших единомышленников становится всё больше, а значит, не зря мы ломаем копья за настоящую правду.
Теперь о заключительных кадрах фильма «Штрафбат», где на подготовленную этими 11-ю сериями психику зрителя обрушивается реальный список штрафных батальонов и рот, опубликованный в Перечне Генштаба. Даже беглый анализ, например, этих 65 штрафбатов говорит о том, что очень многие из них меняли названия вместе с изменениями наименований фронтов. Так наш 8-й ОШБ, числился вначале на Сталинградском, затем последовательно на Донском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах (в списке это уже пять ОШБ под №8!). При более глубоком анализе этого списка Генштаба, всего штрафных батальонов оказалось немногим более 20, а одновременно существовавших - не более 10-11. Аналогичная ситуация вырисовывается и со штрафными ротами. Таким образом, и документальный перечень Генштаба умело используется в этом фильме для психологического «доказательства» фальсификации истории.Вот мнения некоторых моих читателей (даже не воинов-ветеранов!) по этой теме:
Например, Анастасия З. в отзыве на мою книгу «Штрафбат в бою. От Сталинграда до Берлина без заградотрядов» (М.Вече,2012), написала: «Книга действительно открывает завесу на исторические события и военное время, искаженные фильмами и многочисленными романами о Великой Отечественной войне. После её прочтения, по-новому стала оценивать масштабы войны, чувства людей и состояние страны в то неспокойное время! Советую прочитать всем, в первую очередь, людям, глубоко интересующимся событиями Второй Мировой войны».
А вот письмо на мой адрес от петербурженки Инны С.: «Недавно я посмотрела документальный фильм по телевидению с Вашим участием. Он произвёл просто переворот в моём сознании на тему войны вообще, а штрафбатов и заградотрядов в частности. В школе нас учили, что заградительные отряды были угрозой отступающим солдатам, расстреливали их нещадно и т. п. Не хочу винить свою молодую учительницу истории, её тоже так учили. Вашу книгу «Штрафбат в бою. От Сталинграда...» читаю на одном дыхании и не могу оторваться: столько в ней силы духа и любви к своей стране и своему народу. Не говорю уже о фактической информации, которая меняет многое из того, чему нас уже успели "научить". Хочу сказать Вам огромное спасибо. Вы делаете очень важное дело своими телевыступлениями и книгами. Побольше бы такой информации. Только теперь и я понимаю, что от моего поколения, от меня лично зависит, какую историю будут изучать мои дети. Спасибо Вам большое за жизнь и победу! Не могут слова выразить всего, что хочется сказать и сделать».
Станислав О. из Запорожья написал: «Хочу выразить свою сердечную признательность Александру Васильевичу за предоставленную возможность из первых уст узнать правду о самой великой - и самой страшной войне. Спасибо Вам за то, что взяли на себя тяжкий труд донести до нас Правду о войне. Если бы не вы, фронтовики, нам пришлось бы учить историю по-млечиным да по-соЛЖЕницыным».
Газета «Правда» 8 июня 2013 года поместила обо мне статью Ольги Яковенко «Война окончилась, бой продолжается. Офицер штрафбата опровергает мифы антисоветчиков». В ней отмечается:«Вся его жизнь опровергает множество мифов, которые сегодня навязывают обществу власти предержащие. Причина его активной деятельности по донесению до современников правды о Великой Отечественной - непрекращающиеся её фальсификации. Причём методы этих фальсификаций, как отмечает Александр Васильевич, становятся всё более изощрёнными, расширяется круг фальсификаторов, приёмы их тлетворного влияния».
Уважаемые мои оппоненты, и ещё верящие «Штрафбату» Володарского-Досталя. Извините за многословие, но здесь, полагаю, ещё очень уместны строки поэта-фронтовика Василия Дмитриевича Федорова, написанные ещё в годы хрущёвского антисталинизма, в 1956 году:Всё испытав, мы знаем сами,
Что в дни психических атак,
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая, займёт наш враг.
Займёт, сводя всё те же счеты,
Займёт, засядет, нас разя...
Сердца! - да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.А совсем недавно прочитал я сборник стихов современного оригинального поэта Евгения Смолякова. Он, врач по специальности, очень точно выразил всего в 4-х строчках мои мысли о результативности нашего, очень нужного труда по противодействию фальсификаторам.Всё же мне удалось, как в сраженьи,
Умирая за каждую пядь,
Пусть в недальнем моём окруженьи
Чьих-то душ бастионы занять.И так хотелось, чтобы вы все были нашими соратниками в борьбе за сердца и души людей, за истинную правду о войне, а не поклонниками всякого рода фальсификаторов, от сочинителей неправды до её исполнителей. В борьбе за героические страницы той Великой Отечественной войне, правдой о которой мы, фронтовики, может из последних сил, ещё пытаемся достучаться до сердец молодёжи. И так хочется, чтобы ширился фронт тех, кто, по выражению Инны С. считал бы, что «от меня лично зависит, какую историю будут изучать мои дети». Мне бы хотелось ко всему этому добавить лишь слова: наши дети, дети всей России!Очень надеюсь, что сообща мы еще сможем уберечь сердца молодых, которые, чтобы победить на войне, как рубежи и высоты, отдавать нельзя. И общими усилиями сумеем «чьих-то душ бастионы занять», освободить их от тлетворного влияния современных средств «массовой дезинформации», какими уже фактически стали и наши СМИ.С уважением, фронтовик, командир роты офицерского штрафбата автор книг о штрафном батальоне, генерал-майор в отставке Александр Пыльцын
http://ruskline.ru/analitika/2013/07/26/serdca_da_eto_zhe_vysoty_kotoryh_otdavat_nelzya/?_err=1374930552#comments
Комментариев нет:
Отправить комментарий