![]() |
Марк Ротко, «Оранжевое, красное, жёлтое» (1961 г.)
Стоимость — $86,7 млн. |
Секретная операция
В 1958 году передвижная выставка «Новая американская живопись», включавшая работы Поллока,
де Кунинга, Мотеруэлла и других художников, экспонировалась в Париже. Галерея Тейт очень хотела следующей заполучить выставку,
но не могла обеспечить её перевозку. В последний момент американский миллионер и любитель искусства Джулиус Флейшман
вмешался в ситуацию, предоставив средства, и выставка была перевезена в Лондон.
Однако деньги, которые предоставил Флейшман, принадлежали не ему, а ЦРУ. Они прошли через организацию
под названием «Фарфилд Фонд», президентом которого был Флейшман. Однако фонд являлся отнюдь не благотворительной организацией
миллионера, а секретным каналом для средств ЦРУ.
Так, без ведома галереи Тейт, общественности или художников, выставка была перенесена в Лондон
за счет американских налогоплательщиков, чтобы служить тонким пропагандистским целям холодной войны. Бывший сотрудник
ЦРУ, Том Брэйден, описал, как были созданы такие каналы как «Фарфилд Фонд». «Мы могли пойти к кому-нибудь известному богатому
человеку в Нью-Йорке и сказать: „Мы хотим создать фонд“. Мы объяснили бы ему, что мы пытаемся сделать и гарантировали бы
конфиденциальность, и он бы ответил: „Конечно, я это сделаю“, а затем мы бы напечатали бланки с его именем и фонд был бы
создан. Метод действительно был довольно простым».
Джулиус Флейшман хорошо подходил для такой роли. Он входил в Совет Международной Программы
музея модернистского искусства в Нью-Йорке — как и несколько значительных фигур, близких к ЦРУ.
Представленная вашему вниманию статья вышла в газете «The Independent» в 1995 году, а в 1999-ом её автор,
Фрэнсис Стонор Сондерс выпустила книгу «Who Paid the Piper?: CIA and the Cultural Cold War». В 2013-м русский перевод книги был издан под названием
«ЦРУ и мир искусств: Культурный фронт холодной войны».
Ознакомиться с русским изданием можно по ссылке: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4528768
Комментариев нет:
Отправить комментарий