
Сразу скажу, что не претендую на глубокие рассуждения. Что у меня нет ни философского, ни исторического
образования. Что я простой, учившийся в постсоветской школе (с ЕГЭ и всеми прилагающимися), парень. Что меня, как и миллионы
молодых людей, обошла стороной мировая и русская культура. Что мне достались лишь крохи, что сохранили для нас советские
учителя, с трудом оттягивая нас от западной и отечественной фальш-культуры. Но у меня есть другое. Желание понять, что стряслось
со страной, с народом. Ведь я верю родителям больше чем Николаю Сванидзе, и знаю, что они жили совсем по-другому, что человечнее
было, светлее и добрее. Что потом пришли большие перемены, которые все изменили. Должен ли я смириться и найти свое место в
сегодняшней реальности? Знаете, отчего-то не хочется. Волнуют вопросы. И, думаю, не только меня.
![]() |
«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова
|
Я хочу понять что нас ждет? Меня, моих близких, мой народ, мою страну. Можно ли изменить реальность,
сделать жизнь лучше?
Эти вопросы не высосаны из пальца. В них отразились и вздохи родителей, вспоминающих светлую
страну, и их теплеющие глаза при разговорах о былой жизни. Но в них же кровь и жестокость сегодняшней улицы. Уголовные сводки.
Шприцы на детских площадках. Много всякого в этих вопросах.
Они заставили меня много искать. Много читать. Никогда в жизни я не читал так много,
не рыскал в интернете, никогда не сидел с карандашом перед монитором, рисуя какие-то глупые схемы, мучительно пытаясь что-то
понять. Интуитивно я искал то, что зацепит, от чего будет пахнуть правдой. Ведь вся глупость ситуации в том, что как я, постсоветский
школьник и студент, могу критично оценить горы сложнейших философских схем, тексты и речи профессоров, которые с одинаковой
умной убежденностью подчас говорят противоположные вещи? Поэтому я шел, что называется "на запах". И нашел то, отчего
повеяло правдой. Приведу лишь несколько цитат, которые не претендуют ни на какую цельность, а говорят лишь об уровне разговора.
О войне:
"Мы будем бороться за пробуждение от сладких снов, в которых мир и Родина наша не являются
ареной военных действий. Добро пожаловать в реальный мир – в мир войны!... Пока страна будет спать и видеть мирные сны, пока
она не пробудится и не поймет, что против нее ведутся самые разные войны, пока она сама не начнет вести себя сообразно – спасение
невозможно."
"Уже четверть века я воюю потому, что считаю войну реальностью. Реальностью беспощадной
и всеобъемлющей. Я наступаю на горло собственной песне именно потому, что в этом убежден. То есть я убежден в том, что рано
или поздно Россию будут бомбить, что ее ждут вторжения, мятежи и прочие пакости. Что ее не оставят в покое. Что в моих силах
— при крайнем их напряжении — помешать окончательной гибели России, ее порабощению, ее оккупации и так далее."
О том, что с обществом:
"Русские гетто могут быть красными, националистическими, религиозными и иными. Для африканеров
главное, чтобы они были гетто....
В гетто должны смотреть сериалы и прочую низкопробную пакость. А также — алкоголь, наркотики.
А также — различные инструменты сознательного растления (они же сексуальное обучение и многое другое). А также прозябающее
безделье, соединяемое с ощущением отсутствия социальных перспектив и порождаемой этим ощущением фундаментальной безнадегой
(рекомендую прочитать роман «Христос остановился в Эболи» или ознакомиться с различными описаниями бытия в латиноамериканских
фавелах).
Геттизированное бытие... Слоняющиеся по гетто мальчишки и девчонки... Их расслабленно-невротизированные
родители... Велосипеды, готовые развалиться на части... Такие же — вопиюще убогие — мотоциклы и жигули... Бессмысленный балдеж...
Псевдообразование... Жуткая развлекаловка... Наигрубейшие формы разврата... И так далее.
Создан социальный ад. И его создатели твердо убеждены, что никакие новоявленные спасители
из этого ада уже никого не выведут. Христос остановился не в Эболи, а в Костроме и Иваново."
О потребительстве:
"Растлевая, развращая, разжигая это самое вожделение, хотят властвовать над расчлененной
страной. Ей опять обещают вожделенное. И ее опять обманут. Но разве в этом главное? Если все сведется к негодованию по поводу
обманутого вожделения, а не к преодолению вожделения как такового, мы не победим. Страна не воскреснет. Она будет по-разному
корчиться в конвульсиях ярости («почему не даете вожделенного, гады?») и конвульсиях униженности («дайте, дайте нам вожделенное!
а если не даете, то позвольте нам хоть что-нибудь пососать — резинку или что-то еще!»). И пока вся страна не блеванет от описанных
мною картин и, изблевав вожделение, не вернется к себе самой, мы не победим, читатель. А значит, наша политическая победа не
может быть победой только политической. Только став духовной и метафизической, она обретет заодно и политический лик."
О том, что стало с СССР:
"Жили-были простые советские люди. И по-простому верили в простое — в идеологию КПСС, в любимый
Советский Союз, в благодатность советского общества. И так далее.
Они по-простому, цельно и незатейливо, доверяли любимой КПСС, мудрому партийному руководству.
И работали... Как, рыдая, говорила мне одна простая и очень цельная женщина: «Мы работали, работали... Работали, работали... А
потом оказалось, что это все какой-то застой».
Кто сказал ей и еще двумстам миллионам таких же, как она, что это все застой? Любимая КПСС. И
ее вождь — М. С. Горбачев. Поскольку простые люди по-простому доверяли тому, что им говорит любимая Партия, то когда эта Партия
в лице партийного руководства сказала им все то, что она сказала, они всему этому поверили — так же незатейливо, цельно и безоглядно,
как перед этим верили тому, что им говорила та же Партия. Они не заметили, что Партия начала говорить прямо противоположное
тому, что говорила ранее. Потому что Партия поначалу говорила им о вещах, казалось бы, не диаметрально противоположных тому,
что говорилось ранее: об очищении, об ускорении развития, о гласности, о демократизации, о гуманном демократическом социализме....
Параллельно с этим та же Партия обратилась к меньшинству, которое уже не было ни простым, ни
цельным, ни верящим в партийные разглагольствования на тему о коммунизме, загнивании капитализма и так далее. Это меньшинство
прекрасно понимало, что делает Партия. И откликалось не на партийные благопожелания, адресованные наивному большинству,
а на реальное содержание партийных — яковлевско-горбачевских — нововведений. Меньшинство прекрасно понимало, что эти нововведения
ввергают большинство в социальный ад. И превращают великую страну в «зону Ч». Но меньшинство относилось к этому, как минимум,
без всякого отторжения. А как максимум — с ликованием: «Так им и надо, идиотам! Шариковым, совкам!»"
О Человеке (и одновременно, о надежде на спасение):
"Неокончательная обусловленность человека теми средами, в которых он обитает, неподчиненность
человека до конца той необходимости, которая диктуется ему самим фактом его обитания в этих средах, — вот что представляет
собой сущность человеческая. Обеспечить человеку полное соединение с этой сущностью — значит сделать его человеком в полном
смысле этого слова. Кто-то назовет такого человека новым человеком, а кто-то скажет, что соединение человека с его сущностью
наконец-то превратит его в человека в подлинном смысле этого слова."
Все это тексты из газеты "Суть времени". Не думайте, что там можно найти готовые ответы,
словно рецепты. Все, что написано и пишется в "Сути" заставляет порой мучиться в мыслях еще сильнее, читать еще больше.
Но там можно обрести надежду. И почувствовать, как уходит понемногу слепота, и проявляется реальный, не картонный, большой
мир и большая история. Потому что, при всей сложности, пишется очень жизненно, и о наболевшем.
Я не просто так поставил во главе картину Васнецова. Мы (страна) действительно на распутье.
Можно продолжить также в полусне брести куда-то, брести, пока сон не прервет враг. И это комфортно, напрягаться не нужно.
Или можно, как в Перестройку рвануть за ложным, свалившись в пропасть мгновенно. О, нас будут
хвалить! Американские друзья будут гладить нас по головке, пока мы сами не вышибем себе мозги.
А можно проснуться, одуматься, многое переосмыслить, и, мобилизовавшись, начать борьбу. Прежде
всего, борьбу духовную. Возможно в ней нас тоже ждет неудача. Но шанс будет.
"Неокончательная обусловленность человека теми средами, в которых он обитает, неподчиненность
человека до конца той необходимости, которая диктуется ему самим фактом его обитания в этих средах, — вот что представляет
собой сущность человеческая"
В этом шанс. Мы не обусловлены тем, где и как выросли и живем, до конца. Мы можем преодолеть
"русское гетто". Став при этом полноценными людьми. Людьми, бросающими вызов Року, вызов большой беде, тому безвременью,
в котором оказалась наша страна. В конце концов, не в первый раз ей выбираться из трясины.
Выбор перед каждым и его не спишешь на власть. И его нужно сделать.
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.
(И.Гете)
http://so-l.ru/news/show/14341470
Комментариев нет:
Отправить комментарий