о песнях Владимира Высоцкого
«Я, конечно, вернусь весь в друзьях и мечтах,
Я, конечно, спою…»
Владимир Высоцкий.
Сейчас любой спор о Высоцком неизбежно сводится к проблеме противостояния Поэта и Системы,
то есть разговор уже не о творчестве, а, что называется, «кто – кого?» Начиная с перестроечных времён, это был коронный, фирменный
рефрен многих авторов – подсунуть читателю пафосный рассказ о том, как Советская Власть сгубила дерзновенного барда Семёныча,
как, впрочем, и царская власть некогда изничтожила пламенного пиита Сергеича. Я, честно говоря, не очень понимаю, как можно
представлять ведущего артиста самого модного московского театра в качестве гонимой жертвы. Разумеется, были препоны. Знаете,
как всегда на Руси? Жалует царь, да не жалует псарь. У Владимира Семёновича были поклонники на самых верхах - недаром Леонид
Гайдай включил в свой фильм фрагмент с грозным Иваном Васильевичем, слушающим именно песню «Эх, раз, ещё раз…!» А вот чинуши,
непосредственно занятые «на местах», где была возможность «не пущать» - запрещать, именно этим своим правом частенько и пользовались.
Как это произошло, например, с балладами к приключенческой ленте «Стрелы Робин Гуда». Режиссёр Сергей Тарасов изначально
планировал украсить своё повествование песнями Высоцкого, но упрямое начальство заявило, что подобное музыкальное сопровождение
совершенно не подходит к теме и самому замыслу фильма. Как сказали бы нынче – «неформат», саундрек не вяжется с видеорядом.
Правда, всё тот же Тарасов в своей следующей картине – «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» - использовал забракованные
песни. Только поэта уже не было в живых…
Но, так или иначе, Владимир Семёнович – это тоже Наше Всё и, если пушкинского «Евгения Онегина»
именуют «энциклопедией русской жизни XIX века», то песни Высоцкого можно считать энциклопедией советского бытия. Начнём? Вот,
например, «Баллада о борьбе», как раз, создававшаяся для «Стрел Робин Гуда». Стихи о послевоенных мальчишках, которые, живя в тесных и тёмных
коммунальных квартирах, зачитывались приключенческими романами, а, выходя во двор, устраивали дуэли, битвы и суды чести. Советские,
пролетарские дети воспитывались на образцах …дворянской доблести – для них и безумный идальго Дон-Кихот, и верный рыцарь
Айвенго, и дерзкий шевалье д`Артаньян были, несомненно, такими же «своими», как Чапаев или, например, Будённый. Они же не за
мзду, не за тёпленькое местечко, а за Честь, как мы, как пионеры! «Мы же книги глотали, пьянея от строк», чтобы потом, сумев отделить
добра от зла, а своих - от чужих, войти во взрослую жизнь порядочными людьми, а не подлыми предателями: «Если в жарком бою испытал
что почём, / Значит, нужные книги ты в детстве читал!» В повестях и рассказах многих советских авторов – от Юрия Нагибина до
Владислава Крапивина прослеживается эта линия мальчиков-мушкетёров, которые автоматически переносили свои книжные представления
о чести в жизнь реальную, иной раз, сталкиваясь с вопиющей несправедливостью и циничной мерзостью.
Или вот – «Баллада о Робин Гуде». Это была поистине культовая фигура не только у мальчишек, но и у советского агитпропа, искавшего подходящих
персонажей для изображения борьбы английских трудящихся со своими угнетателями и поработителями. Кроме того, никого не смущало,
что Робин из Шервуда находится в приятельских отношениях с королём Ричардом Львиное Сердце. Весьма неоднозначная персона
легендарного английского монарха представлялась образцом отваги и благородства, а дворовые ребятки с Третьей Мещанской
и с Таганки свято верили: если сердце – львиное, значит, оно – смелое и честное. Не то, что у принца Джона. Но заканчивалось
детство, и наступала юность – время быстрых решений и бесшабашных поступков. Время, когда нет полутонов, а есть только чёрное
и белое, друг или враг. А если не то и не другое, а – так…?
«Парня в горы тяни, рискни!» В знаменитой кинокартине «Вертикаль», ставшей настоящим символом
походников-шестидесятников, звучит «Песня о друге». Её смысл – любого человека можно по-настоящему проверить на прочность только в сложной ситуации, лучше всего
- над пропастью. Если друг оказался вдруг… Этот сюжет не выдуман. Альпинист Елисеев рассказал Высоцкому подробности одного
экстремального подъёма. В момент опасности, когда надо было действовать смело и жёстко, один бывалый альпинист растерялся,
испугался и, по сути, поставил своих товарищей на грань погибели. И тогда самому Елисееву пришлось применить нестандартное,
хотя и спорное решение. Что им руководило? Ответственность или же страх за свою и чужую жизни, когда все средства становятся
хороши? Горы не терпят слабых и малодушных. Об этом песня. Об этом – фильм.
«Скалолазка моя»… В 1960-х годах были популярны не томные, гламурные фифы, но компанейские девушки – умницы, отличницы, походницы.
Они знали толк в кибернетике и читали романы Ивана Ефремова, мечтали о звёздах и были душой компании. Мужской компании. Они
были красивы особенной, почти футуристической красотой. Тонкая талия, высокие скулы, короткая стрижечка, ни грамма мещанской
косметики – студентки-скалолазки, надёжные подруги и – любимые женщины. «И с тех пор ты стала близкая и ласковая, альпинистка
моя, скалолазка моя! Первый раз меня из трещины вытаскивая, улыбалась ты, скалолазка моя…» У этой красивой романтики была,
правда, и оборотная сторона – браки физиков-походников и стройных скалолазок, скреплённые не пошлым влечением, а крепкой
дружбой, распадались, не успев упрочиться. Причина – разумеется, бытовые неурядицы и хозяйственные нелепицы. Юноши и девушки
1960-х, хотя и беспрестанно говорили о будущем, гораздо чаще представляли себе яблони на Марсе и коммунизм на Юпитере, но никак
не ежедневную готовку, стирку и очередь за детскими колготками. Эти девушки были готовы штурмовать любые горы, но, отнюдь,
не горы немытой посуды. Любовная лодка разбилась о быт, и оставалось только вспоминать песенку: «Мы теперь одной веревкой
связаны - стали оба мы скалолазами» Наступившее будущее оказалось не таким уж солнечным и совсем не космическим… Где искать
истину? В древности, в прошлом.
«Хорошую религию придумали индусы…». Песня шуточная, как и многие вещи Владимира Высоцкого, но и она отражает вполне реальное увлечение советской
интеллигенции восточными практиками. Стало модно говорить не о космолётах, а об Упанишадах, а «лирики» всё-таки, в конечно
итоге, победили «физиков». Кроме того, примерно с конца 1960-х годов во всём мире сделалась актуальна «этническая линия» в одежде,
а уж индийские мотивы, благодаря …хиппи стали считаться наиболее востребованным направлением. Многие из «детей цветов»
практиковали йогу и проповедовали различные древние учения, вроде джайнизма. В СССР мода на восточную этнику пришла, как
всегда это бывает, с запада. В научных журналах появились заумные статьи о том, что йоги самым волшебным образом живут очень
долго, хотя едят очень мало. Всё дело в силе духа и в правильном распределении энергии. Интеллигенция, искавшая пути и смыслы,
с удовольствием откликнулась – были даже попытки создания йога-клубов, но осторожное начальство тогда не позволило использовать
площади ДК для отправления странных ритуалов, якобы, не вписывающихся в советскую картину мира. Но, как бы там ни было, интерес
к индийским учениям не пропадал, и даже школьники знали, что «…мы, отдав концы, не умираем насовсем…»
Как известно, в Советском Союзе не было «жёлтой прессы» и всяких увлекательно-бесполезных
программ, рассказывающих про очередной загул супер-звёзд с демонстрацией красочных фотографий этого самого загула. А тогда,
в далёких 1970-х, байки, сплетни и прочие страсти-мордасти передавались друг другу в личном разговоре, иной раз даже и по секрету
с важной присказкой: «Ты представляешь?!». Спектр мог быть самым широким – от перечисления бриллиантовых возможностей «принцессы»
Галины Брежневой, до попыток «поженить» Льва Лещенко и Валентину Толкунову. От пересудов о возможной ядерной войне, до описания
неких тайных подземелий. Владимир Высоцкий живо откликается – он пишет песенку «О слухах», правда, носителями сплетен он совершенно безосновательно считает
исключительно пожилых тёток, сидящих около подъезда на лавочке. «…Ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по
умам». Сейчас время изменилось, и слухи разносят зубастые и весьма юные борзописцы. Что ж, наша информационная эпоха имеет
свои плюсы и минусы…
А ведь когда-то мы, как и лирический герой Владимира Высоцкого, «…хватались за диск телефона и набирали вечное ноль семь!» Это было недавно, это было давно, во времена, когда мобильные переговорные устройства можно было увидеть исключительно
в фантастическом кинофильме, а вершиной прогресса считался видеотелефон – мечталось, что лет через сто, а, может быть даже,
через пятьдесят… Это сейчас мы, избалованные роумингом (sic!), названиваем родственникам в любую точку мира, а тогда – набирали
цифры ноль семь, которые действительно казались «вечными». Кстати, барышни-телефонистки, дежурившие на коммутаторах, не имели
права нарушать стандарт служебного разговора – 72-я, но никак не Тома. За подобную вольность работница междугородки могла
получить строгий выговор. Срок ожидания соединения составлял примерно полтора-два часа – желающих дозвониться всегда было
очень много.
В этой связи представляется почти сказочным фрагмент из кинофильма «Ирония судьбы» - герои
совершенно спокойно – в Новогоднюю Ночь – дозваниваются до телефонной станции и почти сразу получают разговор. Но вернёмся
к песням Высоцкого: «Почему мне в кредит, по талону предлагают любимых людей?» Тут важно помнить – либо в кредит, либо по талону. Вот Женя Лукашин звонил в кредит – потом по адресу Нади Шевелёвой
придёт счёт за состоявшийся разговор с Москвой. Но можно было купить в отделении связи специальный талончик, где уже изначально
значилось количество оплаченных минут. Поэтому в самый разгар важной беседы, могла вклиниться телефонистка и прокричать:
«Ваше время вышло!», а вот грубо разъединять без предупреждения запрещалось правилами. Да. Многие тонкости, упомянутые в песнях
Высоцкого, как само собой разумеющееся, ныне требуют расшифровки. Например, вот это, про доцентов на картошке.
«Товарищи учёные, доценты с кандидатами!» Увы и ах! Никакая учёная степень не могла спасти сознательного советского человека от овощной базы и от так
называемой «картошки». Ездить «на картошку» будущий доцент начинал ещё в юные студенческие годы. Для одних это была утомительная
обуза, для других – настоящим приключением. Завязывались бурные романы, организовывались стихийные вечеринки с песнями
под гитару, устраивались вылазки в сельские ДК и в клубы – на танцы, с последующим выяснением отношений. Итак, поездка «на
картошку» иной раз выглядела не менее романтично, чем поход на Хибины… Другое дело, что за всем этим крылась неразрешимая,
точнее - нерешаемая проблема – русская деревня умирала на глазах, крепкие парни из крестьянских семей сбегали в город и потом,
как знаменитый киноперсонаж Афоня Борщов, топили свою тоску в вине. Не умея жить в новых условиях, они приобретали дурные
привычки, свойственные низам городского общества. И тогда на помощь опустевшему селу пришли студенты, учёные, рабочие:
«Автобусом до Сходни доезжаем, / А там - рысцой, и не стонать!
Небось, картошку все мы уважаем, / Когда с сольцой ее намять!»
…В перестроечные годы, когда стало принято ругать и высмеивать все начинания Советской Власти,
свою долю критики получила и безобидная утренняя физзарядка. Мол, нечто подобное описал провидец - Оруэлл в своей эпопее про
1984 год. Помните? «Уинстон встал по стойке "смирно" перед телекраном: там уже появилась жилистая, сравнительно молодая
женщина в короткой юбке и гимнастических туфлях. - Сгибание рук и потягивание! - выкрикнула она. - Делаем по счёту. И раз, два,
три, четыре! И раз, два, три, четыре! Веселей, товарищи, больше жизни!» Что интересно, все упражнения, которые тогда использовались
в утренней гимнастике, не были, что называется, взяты с потолка, но разрабатывались докторами с учётом человеческой физиологии,
а кое-что оказалось близко к упражнениям знаменитой практики ци-гун… Песенка Высоцкого «Утренняя гимнастика» – юмористическая, немного ироничная, но, вместе с тем,
полная оптимизма. «Общеукрепляющая, утром ободряющая / Если жив пока ещё, гимнастика!»
Владимир Семёнович Высоцкий всю жизнь пел то, что …видел, то, что чувствовал. Как говорил другой
великий бард ушедшей эпохи: «Каждый пишет, как он слышит. Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет…» И никак иначе.
Слушая песни Высоцкого, можно изучать историю, быт, привычки и – заморочки советского человека. Поэт умер за пять лет до начала
Перестройки, задолго до шумных, циничных, попсовых 1990-х, поэтому эти его строчки выглядят почти мистически:
«Я не люблю манежи и арены
На них мильон меняют по рублю
Пусть впереди большие перемены
Я это никогда не полюблю!»
http://zavtra.ru/content/view/chelovek-epoha/
Комментариев нет:
Отправить комментарий