После Великой Отечественной войны на Западе считали «всесоюзную кочегарку» потерянной навсегда
10 сентября 1947 года в СССР была учреждена медаль «За восстановление угольных шахт Донбасса». Ею
награждали «за очень высокие данные на производстве и выдающиеся заслуги в проведении специальных работ по восстановлению
угольной промышленности Донбасса». Дело чести
На снимке: медаль
«За восстановление
угольных шахт
Донбасса»/
Фото: ru.wikipedia.org
|
Авторство рисунка медали принадлежит Ивану Дубасову, в то время главному художнику Гознака СССР. На его счету немало эскизов и оригиналов советских государственных наград. Разрабатывал он также денежные знаки и почтовые марки Советского Союза. В 1920-е годы Дубасов, тогда начинающий художник, участвовал в работе над советским гербом. Именно его вариант был утвержден в 1923 г. как окончательный. Принимал участие Иван Иванович и в создании первого эскиза Ордена Ленина.
Медаль «За восстановление угольных шахт Донбасса» - латунная, по форме это правильный круг, в диаметре 32 мм. На лицевой её стороне - изображение отстроенной шахты; в правой части - силуэт шахтера, который держит на плече отбойный молоток. На оборотной стороне - рисунок серпа и молота, и надпись: «Труд в СССР − дело чести».
Награждали ею вплоть до 1995 года. Это была первая в нашей стране медаль, которой отмечали именно за участие в восстановлении народного хозяйства. Получили её в общей сложности около 47 тысяч человек. Из них больше половины - женщины. «Шахтерские мамы»
На снимке:
Королёва Евдокия Фёдоровна
(Шахтерская мать, Баба Королиха)
- легендарная шахтерка
Донбасса
/ Фото: miningwiki.ru
|
Когда в 1943 году Донбасс освободили от гитлеровских войск, практически все его шахты были взорваны, затоплены. В Западной Европе, США, оценивая масштабы разрушений, прогнозировали, что край, известный, как «всесоюзная кочегарка», фактически утратил свое значение для развития промышленности и экономики Советского Союза. Американская газета «Нью-Йорк Таймс» писала: «Донбасс потерян… На его восстановление Советам понадобятся десятилетия».
Но уже в 1946 году зарубежные скептики были посрамлены - в том году в Донбассе добыли 106 млн. тонн угля, что было на 4 млн. тонн больше довоенного уровня угледобычи.
В те годы на участках добычи в шахтах работало не менее 48 % женщин. А на вспомогательных участках – все 80%. Всего порядка 200 тысяч, заменивших своих погибших, раненных, пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны мужей. Создавались женские шахтерские бригады. Одной из тех, кто принимал участие в их создании, стала Евдокия Королева, «шахтерская мать», как называли её в Донбассе.
Она впервые спустилась в забой в 11-летнем возрасте, ещё до революции 1917 года, а на пенсию вышла в 87 лет (!), будучи к тому времени начальником административно-хозяйственного комплекса. Прожила Евдокия Федоровна, к слову, 102 года, до последних дней жизни интересуясь делами горняков.
В 2007 году в Донецке был торжественно открыт закладной камень на месте, где предполагалось установить памятник женщинам-горнячкам. Но пока не установили… Донбасс не потерян
Сложность восстановительных работ заключалась среди прочего в том, что в некоторых шахтах невозможно было работать без противогаза из-за метана. Немалая часть рудников оставалась заминированной. В другие было не проникнуть без скафандра. В мировой истории был известен тогда лишь один подобный случай - борьба французских горняков, освобождавших после Первой мировой войны от воды рудники угольных бассейнов Па-де-Кале и Северного. Но на французских рудниках пришлось выкачать 110 миллионов кубометров воды, а шахты Донбасса были заполнены более 600 млн. кубических метров воды. Вот почему многие зарубежные «доброжелатели» считали Донбасс навсегда загубленным, потерянным для России.
Помогла смекалка, которой так славится русский народ. Плюс - жесткая правительственная установка в кратчайшие сроки ввернуть шахты к жизни. На Донбасс командировали лучшие на тот момент умы: инженеров, техников, конструкторов.
Старались все – и шахтеры, и инженеры. Скажем, кандидат технически наук В. Гейер помог с конструированием новых водоотливных средств. Он первым в мире использовал в «битве с водой» эрлифты - воздухоподъемники, в которых для подъема воды использовался сжатый воздух. При откачке шахт применялись также скипы — водоотливные машины, представляющие собой большие металлические ящики, зачерпывающие воду и вытаскивающие ее на поверхность. Скипы опускались в стволы на тросах, зачерпывая сразу по 5–7 кубометров воды, и поднимались на поверхность. Машинист, управлявший лебедкой скипа, успевал сделать за час до 60 подъемов.
Вместо копров, взорванных фашистами, в Донбассе широко распространилась бескопровая подвеска машин. Не было металлических канатов больших диаметров - советские инженеры впервые применили счалку канатов равных диаметров.
Благодаря этому и многому другому за первые пять лет после освобождения Украины от фашистов из шахт Донбасса было откачано 620 миллионов кубометров воды. Построено заново и восстановлено 300 шахтных копров, запущенно 700 шахтных подъемников, 600 вентиляционных систем, 300 компрессорных установок, 1300 км. горных выработок, 1600 км. подъездных путей к шахтам, 5,5 миллиона кубических метров производственных зданий и сооружений.
Снимок в открытие статьи: Украинская ССР. Донецк. Забойщик Горловской шахты имени Зотова Виктор Довбыш, досрочно выполнивший личное пятилетнее задание/ Фото Л.Самсонова /Фотохроника ТАСС/
http://svpressa.ru/post/article/97719/
Комментариев нет:
Отправить комментарий