О коммунизме и марксизме — 2.
Благородна и величественна сама история этих нисхождений в социальный ад, осуществляемых
с тем, чтобы вывести из ада страждущих.
Сергей Кургинян , 18 февраля 2015 г.
Неужели кто-то считает, что Маркс (а также Энгельс, Ленин и Сталин), столкнувшись с новой проблематикой,
цеплялись бы за второстепенные (и даже первостепенные) слагаемые моделей, учений, теоретических построений? При том, что
эти слагаемые (а также сами модели, учения и теории) возникали в ситуации, когда эта новая проблематика отсутствовала? А как
же тогда быть с известным заявлением Энгельса, не раз повторенным и Лениным, и Сталиным, что «марксизм не догма, а руководство к действию»? И с другими сходными заявлениями всех политиков-марксистов, а ведь таких заявлений, поверьте мне, предостаточно!
О классах и классовой борьбе Маркс написал немного — не успел. «Класс в себе» для Маркса вообще
не класс. Для того, чтобы этот недоделанный, беспомощный, бессмысленный «класс в себе» мог стать полноценным классом («классом
для себя»), нужно, чтобы с ним соединились некие интеллектуальные силы, причем обладающие не только интеллектуализмом, но
и политической самостью. Чтобы эти силы пробудили класс, переструктурировали его в нечто исторически состоятельное. Чтобы
классовая протосубстанция, приобрела новую, гораздо более совершенную структуру, обрела новую волю и сознание, стала из протосубстанции
сначала субстанцией, а потом субъектом исторического действия. А став этим субъектом — спасла и самое себя, и человечество.
От чего надо было спасать и класс, и человечество в конце XIX — начале ХХ века? От материального
обнищания, порождающего расчеловечивание. Само же материальное обнищание было следствием блистательно описанной Марксом
эксплуатации. Материальное обнищание в обсуждаемый нами период, от которого мы отделены более чем столетием, было очевидным
и вопиющим. Оно и его последствия порождали тогда в людях, имеющих материальный достаток и наделенных тем, что Чехов называл
«талантом сострадательности», то бурное негодование, которое всегда рождается в случаях лицезрения несчастий большинства,
порождаемых алчностью меньшинства и приносимых на алтарь пошлого, мерзкого благоденствия меньшинства.
Достаточно перечитать
хотя бы рассказы Чехова или роман Золя «Жерминаль», чтобы понять, как омерзительно упивались представители меньшинства своими
скотскими избыточными материальными возможностями и как страдало большинство. А также — как сострадали этому большинству
те представители меньшинства, которые были наделены от природы или благодаря воспитанию способностью к глубокому и жертвенно-деятельностному
состраданию.
Такие представители меньшинства объединялись тем или иным способом. Конечно же, непревзойденным
эталоном такого объединения была ленинская «партия нового типа». Но и меньшевики, и эсеры тоже объединялись. И так же, как
большевики, протягивали руку помощи тем представителям большинства, которые в наибольшей степени, по их мнению, могли сопротивляться
своему расчеловечиванию, осуществляемому меньшинством ради собственного омерзительного роскошества.
Большевики и меньшевики по-разному шли к рабочим, считая их наиболее дееспособными, наиболее
способными к сопротивлению. Эсеры шли к крестьянам, потому что их модель сопротивления расчеловечиванию убедительным для
них образом доказывала, что именно крестьянство является наиболее способным к сопротивлению.
Но речь шла — подчеркну еще раз — о сопротивлении тому расчеловечиванию, которое было порождено
массовым обнищанием вследствие эксплуатации. Огромное количество рабочих ютилось в бараках, трудилось без меры, было лишено
очень и очень многого из того, что необходимо человеку для полноценной жизни. Но в числе этих лишений первое место занимал,
конечно же, недостаток хлеба насущного. Голод сам по себе и сопряженные с ним дефициты, столь же грубо материальные, как и
сам голод, — вот что расчеловечивало людей столетие назад. К числу таких грубо материальных дефицитов относились оскорбительная
скученность, в которой жили очень многие рабочие, убогость быта, порождавшая убогость межличностных и групповых коммуникаций,
невероятная изнуренность трудом, порождавшая страшное отупение, бегство от реальности в алкоголь, грязь, антисанитария,
постепенное привыкание к наивульгарнейшим удовольствиям и так далее.
Достоевский, Чехов, Горький, Куприн — каждый по-своему повествовали об этих дефицитах и всех
тех ужасах расчеловечивания, которые они порождают. Российская интеллигенция и дворянство читала с упоением об этом... и лицезрела
всё это с омерзением. Принимала твердое решение, что это нельзя терпеть и это надо изменить. И шла на эшафоты и каторги, отдавая
«душу свою за други своя».
Благородна и величественна сама история этих нисхождений в социальный ад, осуществляемых
с тем, чтобы вывести из ада страждущих.
Благородны и величественны результаты — создание Советского Союза и советского общества,
в котором все эти ужасы явным образом отсутствовали.
Благородны и величественны достижения, потому что в СССР удалось не только покончить с чудовищными
последствиями крайних и оскорбительных материальных тягот, призванных даровать отвратительную роскошь сошедшему с ума
меньшинству. Удалось и большее — создание такого восхождения, при котором избавленный от предельных материальных тягот
человек и впрямь стал жить по принципу «не хлебом единым» и за счет этого становиться другим человеком.
Прошло столетие — и что мы видим?
На том «благословенном Западе», куда советских людей заманивали антисоветчики, мы действительно
не видим унизительного расчеловечивающего обнищания трудящихся вообще и рабочего класса в частности. Губительное материальное
обнищание имеет место на периферии капиталистического мира — в Африке, Азии, Латинской Америке. Там расчеловечивание с помощью
«царя-голода» как минимум не убывает. А на самом деле — нарастает.
Усугубление материального обнищания трудящихся без всякого труда определяется по объективным
данным в случае, если речь идет о средних показателях жизни трудящихся планеты Земля. Но в силу неоднородности этих данных
вам могут справедливо возразить, указав на то, что вы измеряете «среднюю температуру по больнице». А доказывать людям, что
относительное процветание трудящихся на Западе покупается ценой всё более грубого и всё более беспощадного обнищания всех
остальных трудящихся, во-первых, непросто, а, во-вторых, далеко не так эффективно, как это кому-то кажется. Потому что кто-то
вам скажет: «Ну, и ладно! Пусть негры загибаются, а у нас пусть всё будет, как на Западе!» А кто-то скажет, что негры всегда загибались.
И теперь загибаются даже меньше, чем раньше. И объяснит, что загибаются они в силу своей лености, неполноценности и так далее.
Мы сталкиваемся с новой капиталистической (или империалистической, или даже ультраимпериалистической)
реальностью. Она требует существенных корректив. В противном случае мы потеряем реальность. А вместе с нею — и право на
волевое и жизнеутверждающее сопротивление новым вызовам, новым угрозам, новым козням врага человека и человечности.
До встречи в СССР!
http://gazeta.eot.su/article/o-kommunizme-i-marksizme-2
Комментариев нет:
Отправить комментарий