Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 4 мая 2015 г.

Эпоха СССР: Лучшие советские фильмы о Великой Отечественной Войне. Часть-10.

   Выбрать «самые-самые» из того огромного наследия, оставленного нам советской эпохой... лучшая пятерка, - десятка, - двадцатка...
   Это невозможно.
 
   Мы расскажем о некоторых из этих фильмов, почитая другие и восхищаясь теми , которые мы не упомянули...
«Два бойца», 1943 г.

Режиссер: Леонид Луков
Сценарист: Евгений Габрилович, Лев Славин
Оператор: Александр Гинцбург
Композитор: Никита Богословский
Художник: Владимир Каплуновский
Производство: Ташкентская к/c
Год: 1943
Премьера: 6 октября 1943
Актеры: Марк Бернес, Борис Андреев, Вера Шершнёва, Янина Жеймо, Максим Штраух, Иван Кузнецов, Степан Крылов, Лаврентий Масоха

   Фильм снят во время войны по повести Льва Славина «Мои земляки». Искренний и правдивый рассказ о дружбе Аркадия Дзюбина, неунывающего, лихого и бедового парня из Одессы, и Саши Свинцова — «Саши с Уралмаша».
   «Два бойца» стал первым фильмом, утверждавшим в общем-то простую истину: на войне не только сражаются, на войне - живут... 
   Ленинградский фронт, где война приняла "оседлый", окопный характер и где паузы между боями стали постепенно растягиваться, представлял особую возможность внимательно присмотреться к своим героям в обыденной обстановке блиндажей и землянок, прислушаться к их простым разговорам и шуткам в период затишья, да просто заглянуть им в глаза.
   Картина «Два бойца» вышла на экраны 6 октября 1943 года, солдаты на передовой увидели ее несколько позже — в конце года.
   В основу сценария, написанного Евгением Габриловичем, положена повесть Льва Славина "Мои земляки", опубликованная в 1941 году.

   «...Дзюбин рассказывает бойцам о том, как его друг Свинцов, где-то раздобывший огромный трофейный маузер, так напугал своей стрельбой немцев, что они начали артподготовку... Дружный смех в ответ на шутку. О войне никто не говорит. Почтальон приносит письма. Затихшие солдаты мысленно уносятся в своих воспоминаниях куда-то далеко, к родным... В это время Аркадий берет в руки гитару и звучит песня "Темная ночь"...
   Долгие крупные планы солдат. Неподвижных, отрешенных. "Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь..." Камера, медленно приближая лица слушающих, как бы включает и зрителей фильма в поток реально текущего времени. Время исполнения песни сливается с временем ее экранного переживания. Все просто и точно. Метод пристального кинонаблюдения и рождает совершенно удивительный "эффект присутствия", получивший впоследствии развитие в телесериалах. Песня же "Темная ночь" о вере, любви и надежде стала воплощением смысла фильма, одной из вершин песенного творчества композитора Никиты Богословского.»

   Прочитав повесть, режиссер Леонид Луков загорелся идеей снять по ней фильм и обратился с просьбой создать по ней сценарий к писателю и кинодраматургу Евгению Габриловичу, который в суровые военные годы стал еще и фронтовым корреспондентом.
   Евгений Осипович вспоминал: «Сценарий картины "Два бойца" по повести Л. Славина я писал в Москве в начале 1942 года. Писал в пустой квартире (семья была эвакуирована в Ташкент). Была со мной только собака по кличке Ингул, чепрачного цвета, мужского пола. Я торопился вовсю: близился срок моего отъезда на фронт, надо было успеть отправить сценарий в Ташкент на студию. Писал и не перечитывал. И первый, кому я его прочитал в ту московскую военную пору, был мой Ингул. Наверно, я начал бы писать все сначала, если бы у меня оставалась хоть капелька времени. Но утром надо было уезжать…»
   Закончив работу, Габрилович остался недоволен результатом и отправил сценарий Лукову с запиской: «Знаю, что плохо, простите…»
   Однако Габрилович, всегда очень требовательный к себе, оказался неправ: сценарий получился простым и незамысловатым, но вместе с тем удивительно глубоким и правдивым, что позволило Леониду Лукову удалось создать фильм, полный важных для каждого, вечных смыслов, которые не теряют своей значимости даже в самые тяжелые времена. 
Юрий Левитан и Марк Бернес
на съемках фильма «Два бойца»

   Фильм "Два бойца" был снят в 1943 году на Ташкентской киностудии. В Ташкенте тогда работали ведущие актеры, режиссеры, операторы — именно туда в годы Великой Отечественной войны были эвакуированы основные силы советского кинопроизводства. Фильмы и боевые киносборники, снимавшиеся там, должны были помочь воюющей стране выстоять и победить, поднимая боевой дух солдат и тружеников тыла. И одной из самых любимых народом лент, созданных в годы войны, стала картина "Два бойца".
   После премьеры фильма "Два бойца" его режиссер Леонид Луков писал: «Главная сила на войне — это люди. И цель моя была показать эту главную силу войны — простых советских людей, не совершивших, на первый взгляд, никаких выдающихся подвигов, но чья повседневная жизнь и борьба сами по себе подвиг. И поэтому в картине "Два бойца" главное — не сюжет и не внешние обстоятельства, а люди на войне. Здесь важно все: как они дерутся, как тоскуют по дому, как любят чудесную женщину, как мечтают о будущем… Хотелось в вое мин и взрывах снарядов услышать стук простого человеческого сердца, подслушать солдатские думы, хотелось говорить с экрана языком простых людей, петь их песни, показать то высокое и честное чувство советского патриота, которое ведет нас к бессмертной победе над врагом».
   В съемках фильма вместе с режиссером Леонидом Луковым приняли участие уже работавшие с ним ранее над лентами "Александр Пархоменко" и "Большая жизнь" актеры Марк Бернес и Борис Андреев, а также композитор Никита Богословский. Образы, созданные на экране Бернесом и Андреевым, принесли артистам широкую популярность и всенародную любовь. За роль неунывающего Аркаши Дзюбина, ставшей второй главной ролью актера в кино, Бернес был награжден орденом Красной Звезды и удостоен звания «Почетный житель города Одессы».
   Прозвучавшим в фильме песням "Темная ночь" и "Шаланды, полные кефали", написанным Никитой Богословским на стихи Владимира Агатова и исполненным Бернесом, суждена была долгая жизнь – они любимы уже несколькими поколениями и стали поистине народными. "Темная ночь" успела стать суперпопулярной еще до окончания съемок киноленты — ее включил в свой репертуар Леонид Утесов, выступавший с концертами перед фронтовиками, а песня "Шаланды, полные кефали" одно время даже была под запретом – уж слишком «одесской» она получилась.
  
   О том, как была создана "Темная ночь", Никита Богословский рассказывал в своих мемуарах: «В фильме никакие песни поначалу не планировались, должна была звучать только оркестровая музыка. Но как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актерски сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию "Темной ночи". Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни… Поэт В. Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же, очень быстро, почти без помарок написал стихи на уже готовую музыку.
   Дальнейшее происходило как во сне.
   Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после бесчисленных съемочных смен, уже глубокой ночью (!) раздобыли гитариста, поехали на студию и, в нарушение правил, взломав замок в звуковом павильоне, записали песню. И Бернес, обычно долго и мучительно «впевавшийся», спел ее так, как будто знал много лет. А наутро уже снимался в эпизоде «Землянка» под эту фонограмму».

   Интересные факты о фильме «Два бойца»:
— Борис Андреев на роль «Саши с Уралмаша» был утвержден сразу, а на роль Аркадия было два звездных претендента: Петр Алейников и Николай Крючков. Но Луков, просмотрев пробы еще двадцати кандидатов, остановил свой выбор на Марке Бернесе.
— В массовых сценах в картине были заняты курсанты Ташкентского пехотного училища.
— Марк Бернес, никогда ранее не бывавший в Одессе, для того, чтобы воспроизвести колоритную речь своего героя — одессита Аркадия Дзюбина, посещал военный госпиталь, где общался с ранеными уроженцами «жемчужины у моря», старательно запоминая все услышанные от них обороты речи и знаменитый одесский говор. — Законченность образу Дзюбина помогла придать молоденькая девушка-практикантка в парикмахерской, куда Бернес зашел, чтобы подстричься. Жена актера, увидев его с новой стрижкой «под полубокс», была в ужасе, а режиссер встретил на следующий день на съемочной площадке возгласом: «Наконец-то нашел! Нашел!»
— В повести Дзюбин аккомпанирует себе на мандолине, в фильме герой Марка Бернеса играет на гитаре.
— При переиздании повести "Мои земляки" Лев Славин переименовал ее, назвав так же, как и фильм — "Два бойца".

http://www.vokrug.tv/product/show/Dva_boitsa/
http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0042.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий