Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 16 марта 2013 г.

Хилиазм: история становления и развития идеи


   (финальная часть доклада)
   ...Резюмируя, хочу подчеркнуть, что именно чувственный хилиазм содержит в себе тот мощный заряд идеи человеческого прогресса, который в очень высокой степени определил развитие мира авраамических религий.

  Иногда он выводил на второй план пафос человеческого активизма, концентрируясь на фатализме божественной предопределенности царства земного (что, возможно, произошло в Исламе).
  Иногда он делал акцент на царстве земном и снижал значимость его небесной, идеальной составляющей. Это, на мой взгляд, произошло в большинстве христианских стран и, как мне представляется, в высокой степени затронуло как идейный мир капитализма, так и идейный мир социализма.
  Но именно хилиастическое родство позволило этим двум мирам, социалистическому и капиталистическому, безошибочно распознать фашизм как новую ипостась общего древнейшего метафизического и онтологического врага – гностицизма. И вместе вступить с ним в бой, и вместе победить.
  В связи с этим хочу сделать еще одно методологическое замечание.
  Хилиазм, как сложное историческое и метафизическое переплетение весьма разных концепций, содержит, наряду с общим стремлением к устроению всеобщего благого порядка и мира, и многое другое. В том числе, особенно резкий в некоторых хилиастических конструкциях пафос разрушения старого – неблагого, неправедного, – порядка.
  Этот хилиастический пафос разрушения старого порядка во имя нового и благого порядка – многие не слишком искушенные люди, в том числе из религиозной среды, иногда воспринимают как «такой же самый», как пафос тотального разрушения Творения, свойственный радикальным гностикам. И на этом основании сходства средств – пытаются отождествлять хилиазм и гностицизм.
  Здесь налицо либо невежественная, либо сознательная «склейка» совершенно разных явлений. Кстати, очень похожая на вполне сознательную «склейку» советского коммунизма с фашизмом под общим клеймом «проклятого тоталитаризма» такими «либеральными» идеологами, как Ханна Арендт, Карл Поппер и их последователи.
  Склейку в обоих случаях производят на том основании, что для достижения целей используются похожие средства. Однако при этом упускают из виду (а точнее, умалчивают), что и цели, и результаты достижения целей – прямо противоположны.
  И потому я, указывая на данный конкретный пример с хилиазмом и гностицизмом, призываю всех здесь находящихся, кто только приступает к исследованию и пониманию сложнейших явлений и процессов мировой метафизической и политической истории, в своем анализе этих явлений различать цели, средства и исторические результаты, и не пытаться давать оценки лишь на основании поверхностного сходства или различия.
  Благодарю за внимание.
  Юрий БЯЛЫЙ.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий