С чем для каждого человека связано детство? Вряд ли стоит долго
искать ответ на этот вопрос, потому что все без исключения нынешние взрослые, будучи детьми, смотрели мультфильмы. Красочные
и веселые — для самых маленьких, захватывающие и развивающие — для тех, кто постарше, и все они без исключения — всегда добрые
и созданные с любовью к зрителям.
Именно такими были работы киностудии «Союзмультфильм», которая в эти дни празднует свой
юбилей. Собственно говоря, она была далеко не самой первой. Вообще история отечественной анимации началась с 1906 году, когда
Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, снял мультфильм с 12 фигурками, танцевавшими на фоне неподвижных декораций.
Назвать это мультфильмом в полном смысле слова, конечно же, сложно, однако для того времени это был настоящий прорыв, вызвавший
изумление и восхищение. В 1910-е годы вышло множество развлекательных короткометражек, а после революции мультипликаторы чаще
всего делали политические и пропагандистские ролики. В 1922 году в Москве была создана первая экспериментальная мультипликационная
мастерская при Государственном техникуме кинематографии, и началась становление нового на тот момент направления. Но лишь
с конца этого десятилетия художники задумались над тем, что рисованный кинематограф может быть интересен не только взрослым,
но и детям.
Первыми детскими мультипликационными фильмами, которые выпустили несколько небольших студий,
были «Сенька-африканец» и «Тараканище», сделанные по мотивам сказок Корнея Чуковского, «Приключения барона
Мюнхгаузена», «Каток»... Но по-настоящему массовый характер эта деятельность приобрела после создания 10 июня 1936 года
студии «Союздетмультфильм», в состав, по решению правительства (а говорят, что и лично Сталина) вошли мелкие творческие
коллективы Мосфильма, Совкино, Межрабпомфильма и Экспериментальной мультипликационной мастерской. 20 августа 1937 года она
была переименована в «Союзмультфильм» и под этим назвением впоследствии стала крупнейшей в стране и, собственно, превратилась
в символ советской анимации.
Первый мультик, выпущенный новой студией в том же 1936 году, назывался «В Африке жарко»,
и был он еще черно-белым. Цветные ленты появились только через год, первый же полнометражный рисованный фильм «Пропавшая
грамота» вышел на экраны гораздо позже — в 1945 году. А с 1953 года на студии наладили выпуск кукольных фильмов. Таким образом,
постоянно шли как совершенствование сугубо технической стороны съемочного процесса, так и поиски новых средств творческого
выражения. Цель же была простой –- сделать мультфильм, как можно более «живым» и реалистичным.
Можно, конечно, очень долго вспоминать мультики и их героев, которые появились на этой студии.
«Серая шейка», «Аленький цветочек» и «Снежная королева», «Маугли», «Малыш и Карлсон», «Крокодил
Гена», «Бременские музыканты», «Винни-Пух», «Ежик в тумане, «38 попугаев», «Трое из Простоквашино»,
«Тайна третьей планеты», «Возвращение блудного попугая», знаменитый сериал «Ну, погоди!»... Одно это перечисление
заставляет вернуться во времена детства, когда встреча с любимыми рисованными героями в кино или на экране телевизора была
настоящим праздником.
Не в последнюю очередь советские мультфильмы вызывают такую ностальгию, потому что они действительно
были сделаны с душой и любовью к детям. Возьмем хотя бы технику: в отличие от западной школы, где давно возобладал «трафаретный»
принцип, когда раскраска происходит автоматически, у нас каждый кадр представлял собой результат ручной работы. Насколько
это трудоемкое занятие, можно представить хотя бы по тому, что всего лишь за секунду сменяются 24 кадра... К тому же все герои
были выписаны настоящими художниками, а не представляли собой условные силуэты, сошедшие со страниц комиксов. Иными словами,
персонажи отечественной анимации были действительно одушевленными, ведь само название этого вида искусства происходит
от французского слова «animation» — «оживление».
В соответствии с ныне, увы, позабытым принципом «все лучшее — детям» над советскими мультфильмами
работали известные композиторы, а персонажей озвучивали актеры, являвшиеся гордостью наших театра и кинематографа (Андрей
Миронов, Василий Ливанов, Евгений Леонов, Ия Саввина, Рина Зеленая, Клара Румянова, Анатолий Папанов, Александр Калягин). Перечислить
всех сценаристов, режиссеров, художников, музыкантов попросту невозможно. И количество сил, которое все эти замечательные
люди вкладывали в создание рисованных историй, просто не могло не дать положительный результат.
У советской анимации есть и еще одно очень важное качество, помимо ее чисто художественных
достоинств. Посмотрите хотя бы самые первые выпуски «Тома и Джерри». И сравните их с выходившими в последние годы. Разница
будет разве что в качестве картинки — сценарий же остался совершенно однотипным: смелый «мыш» ускользает от глупого
кота и весьма садистски после этого начинает над ним измываться. В зале все смеются и едят попкорн. Воспитательный смысл,
если его можно так назвать, этим исчерпывается.
Я специально привел самый, пожалуй, известный пример западной детской мультипликации. Безусловно,
и студия Диснея, и многие другие выпускали отличные фильмы, ставшие классикой, однако, скорее, это были исключения. Зато там
гораздо больше было «ширпотреба», нацеленного лишь на то, чтобы ребенок радостно таращился в телевизор, с детства привыкая
к мысли о том, что успеха добивается только самый ловкий и пронырливый.
Советские же мультфильмы учили совсем другому. Они показывали красоту природы
и рассказывали о необходимости беречь ее, знакомили с традициями, фольклором народов мира и классикой детской литературы,
заставляли, пусть и в игровой форме, задумываться над вполне философскими вопросами. Подчеркиваю: задумываться и искать собственные
ответы, а не только воспринимать красивую картинку в «пережеванном» виде. А кроме всего прочего, в сказочном мире советского
мультипликационного кино всего побеждали добро и справедливость — пусть и не сразу, но побеждали. И по мере взросления ребенок
начинал понимать, что так должно быть и в том мире, в котором он живет.
Когда современные дети видят мультики, снятые много лет назад, они реагируют на них точно так
же, как и их сверстники, жившие тогда, — смехом, удивлением, сопереживанием… Все-таки зрелищность ради зрелищности и спецэффекты
ради спецэффектов (а именно такой подход процветает в нынешнем и обычном, и анимационном кинематографе) — это еще далеко
не все. Дети за версту чуют неискренность и надуманность, а этого в советских мультфильмах точно нет. Поэтому если хотите
подарить ребенку настоящую радость, сделать так, чтобы он не просто смотрел на яркую картинку, но и приобщался на доступном
ему уровне к подлинному, жизненному и чистому искусству, — приобретите кассету или диск с подборкой от «Союзмультфильма».
Ведь то, что эта студия делала за десятилетия своего существования, актуально по сей день и будет таковым еще очень долго.
Андрей ЗИМИН, «ВРЕМЯ.UA»
Комментариев нет:
Отправить комментарий