23-25 мая в академии, где я работаю, состоялась международная конференция на тему «Модернизация
культуры: идеи и парадигмы культурных изменений». Название не предвещало ничего хорошего. Тем не менее, посещение
конференции оказалось, неожиданно для меня самого, весьма плодотворным.
На пленарном заседании первым выступал Акоп Погосович Назаретян, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, занимающийся системным прогнозированием. Он рассказывал
об основных идеях своей книги «Нелинейное будущее», опирающейся на множество исследований из разных областей знания
— биологии, психологии, астрофизики и т.д. Самая главная мысль заключается в том, что чем выше уровень технологического развития
человечества, тем больше возрастают требования к социальным механизмам, которые регулируют использование этих технологий,
в том числе технологий уничтожения. Причём темпы развития постоянно ускоряются. И в середине нынешнего столетия, судя по
подсчётам, приведённым в книге, должна наступить точка бифуркации, когда человечество встанет перед выбором двух вариантов
развития.
Первый — не справившись с возросшими нагрузками, разум уничтожит сам себя и жизнь на земле
(возможно, именно это произошло с цивилизацией Марса, если предположить, что такая цивилизация когда-то существовала). Второй
вариант — это превращение разума не просто в геологическую силу, о чём писал Вернадский, а в космологическую, определяющую
судьбы Вселенной: предоление скорости света, выход за пределы Земли, а затем и Солнечной системы. Это подразумевает резкий
скачок человечества вперёд, в совершенно иное состояние — как сказал докладчик, «что-то вроде светлого коммунистического
будущего».
Сказал он это вроде бы в шутку, но вообще результат его исследования получился вполне себе
нешуточный и, самое интересное, вполне марксистский. Ведь что такое противоречие между технологиями и социальными механизмами
их регулирования? Это и есть то самое противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое
является движущей силой социальных революций, перехода от одной формации к другой. Технологии, которым «тесно» в рамках
устаревшей капиталистической формации, вырываются из её рамок, и вполне логично предположить, что, если не произойдёт перехода
к формации более высокой, то они разорвут планету на куски. Роза Люксембург выдвигала дилемму «Социализм или варварство»,
сейчас её можно скорректировать — «Социализм или смерть». Смерть человеческой цивилизации.
И ещё одно интересное наблюдение, которое прозвучало в ответе докладчика на один из вопросов.
О человеческих эмоциях. Так называемые «отрицательные» эмоции — страх, злость и пр. — являются столь же необходимыми,
как и положительные. Если человеку «не хватает» переживания этих эмоций в достаточном количестве, то порог его чувствительности
снижается и он начинает, как выразился докладчик, искать себе приключений на известное место. Это чисто биологический механизм,
который даже у крыс проявляется. Вроде бы очевидное наблюдение, но оно помогает многое понять. Например, причины перестройки:
почему поколение, не знавшее, в отличие от своих родителей, ни войны, ни голода, отказалось от социализма. А вот как раз для
того, чтобы всё это — войну, холод и голод — испытать. Не хватало людям, выросшим в условиях «застоя», чувства опасности
и его преодоления в упорядоченной, более-менее благополучной действительности. Эту скопившуюся энергию, которая не находила
выхода, можно было бы направить на помощь революционному движению Латинской Америки (которое тогда вдохновляло многих представителей
советской молодёжи) или на осуществление коммунистических преобразований внутри страны — скажем, на такое дело, как создание
электронной системы управления плановой экономикой, то, что предлагал В.М. Глушков. Но тогдашней правящей верхушке ни то,
ни другое было не нужно, и в результате получили то, что получили.
Второе примечательное выступление — Савина Алексея Эдуардовича из Института философии РАН — было посвящено культурной контрреволюции. Докладчик говорил о том, что культура
всё больше и больше подчиняется логике капитализма, и мягко намекнул, что это проявляется, в том числе, и в самой идее данной
конференции. «Культурная индустрия», она же массовая культура, теперь не просто доминирует, а пытается претендовать
на то, что она является единственно возможной формой культуры, даже произведения Баха или Бетховена современному человеку
становятся знакомы исключительно как фоновая музыка в рекламном ролике. Главным в культуре, как и в экономике, становится
не производство, а менеджмент и маркетинг, то есть культура начинает ориентироваться на платежеспособный спрос — кто платит,
тот и заказывает музыку, танцы, и все прочие виды искусства. Происходящее можно назвать культурной контрреволюцией (по контрасту
с ленинским понятием культурной революцией) — ликвидация грамотности, снижения уровня образования и ограничение его доступности.
Это происходит во всём капиталистическом мире, в том числе и в России, не из-за злонамеренности правительств, а из-за того,
что в настоящее время культурная контрреволюция является необходимым условием поддержания господства капитала. Старым
культурным институтам остаётся выбор между быстрой смертью, медленной смертью и радикальной мутацией — короче, все три варианта
подразумевают её уничтожение. Единственная возможность избежать такого развития событий — это то, что капитализм умрёт
раньше, чем культура. Но третьего не дано.
Выступление получилось очень злободневным, и по реакции зала складывалось ощущение, что докладчик
озвучил то, что у многих копилось внутри в виде эмоций и смутных наблюдений, но не находило чёткого выражения в понятиях. Больше
всего меня порадовала прямота и честность выводов докладчика, отсутствие всяких ложных экивоков и расшаркиваний. Это было
похоже на эффект очуждения в пьесах Брехта, когда зрителя вынуждают посмотреть на привычное явление с непривычной стороны
и удивиться. И ещё было похоже на сцену из сказки «Голый король», когда все видят, но никто не решается сказать, а потом
мальчик говорит, и все испытывают облегчение, что он сказал эту очевидную истину.
Я думаю, не только у меня, но и у многих преподавателей уже давно подспудно зреет чувство, что
мы занимаемся мартышкиным трудом. Совершаем какие-то ритуальные действия вроде чтения лекций и приёма экзаменов, пытаясь
отогнать от себя навязчивые мысли о том, что в наступившем «прекрасном новом мире» наша деятельность совершенно неуместна
и архаична. А что ещё хуже, многие пытаются «приспособиться к реальности». И по этому поводу докладчик тоже замечательно
высказался — «люди пытаются показать то, что их ещё можно купить». Он говорил это о своих коллегах-философах, но попал,
что называется, не в бровь, а в глаз, потому что весь последний год на всех совещаниях в нашем вузе шла речь о том, как доказать
свою востребованность в рыночных условиях, и от этих рассуждений становится одновременно смешно, грустно и стыдно.
В общем, доклад про культурную контрреволюцию оказался удивительно созвучен первому. И тот,
и другой подводили к одной мысли — капитализм исчерпал свои возможности прогрессивного развития, теперь регресс является
необходимым условием его существования. Регресс вплоть до полного уничтожения земной цивилизации и вообще жизни на планете
Земля. И остановить этот сценарий можно только одним способом — устранив капитализм, пока он не похоронил вместе с собой
всё человечество.
http://krasnaya-zastava.ru/?p=1503
Комментариев нет:
Отправить комментарий