Михаил Корниенко
Эти слова - вовсе не бред воспалённого воображения автора...
...Воображения у него нет, а потому воспаляться нечему. Так, совершенно искренне, поздравила
на тетрадном листочке свою воспитательницу маленькая Жанна. А ещё, пусть криво и неумело, нарисовала что-то смахивающее на
торт с пятью свечками. Вряд ли столько лет исполнилось «Светлане Юревне». Скорее всего, пять свечей - возраст самой Жанны.
Ничего, подрастет, пойдет в школу, научится писать грамотно, рисовать не только тортики и даже узнает о свойствах «примугольного
примугольника».
Вы не знаете, что такое «примугольный примугольник»? Спросите у Ольги Зеленцовой из 7-го
«Б»! Этими сакральными знаниями, почерпнутыми на уроках геометрии, она поделилась в своей попавшей в Интернет контрольной
работе. «Примугольник примугольника равен 180°, а значит что там есть катеты равные 90° и капетенузы равные 60°. Если капетенуза
и катет однова примугольника треугольника соотвецтвена равны капетенузы и катету то они 90°».
Ну, просто двоечница она, «соотвецтвена». Они во все времена были. Не всем же быть Ломоносовыми
со Спинозами. Кто поумнее, пойдет дальше учиться в вуз, а такие, как Зеленцова, займутся каким-нибудь полезным обществу, но
не требующим высокого интеллекта трудом.
Вот интересно, юриспруденция к высокоинтеллектуальной сфере относится? Пожалуй, что уже нет.
По крайней мере, на территории одного отдельно взятого суверенного государства точно. Как-то я прочитал в своём телефоне
сообщение: «Тибе званил Алех». Его отправило молодое, подающее надежды и отягощенное погонами с двумя, хоть и маленькими
звёздочками, светило юридической мысли. «Олбанский изыг» Интернет-форумов? Вряд ли. Не умея грамотно писать на обычном
языке, «олбанский» не освоишь. «Светило» же так писало всегда. Об этом мне поведала моя знакомая, имевшая несчастье
учить его в старших классах. А ведь и высшее образование получить умудрился! Как-то я не выдержал и, для большей доходчивости
используя всё богатство ненормативной лексики, высказал «летенанту», всё, что думаю по этому поводу.
- А я по-украински лучше пишу, - обиделся он.
- Так пиши по-украински!
Заполняя банковскую анкету на украинском, он, ничтоже сумняшеся, написал свое имя вместо Костянтин
- Кінстантин. Впрочем, это не стало препятствием для продолжения его образования. Безграмотный «Кінстантин» умудрился
поступить учиться дальше аж в юридическую академию, имеющую национальный статус!
Все эти истории можно воспринимать как анекдоты, если бы действительность не была столь печальной.
С тех пор, как переставшие быть советскими граждане узнали, что они живут не НА, а В Украине,
изменилось многое. ПТУ превратились в колледжи, техникумы - в институты, институты – в университеты, а те в свою очередь –
даже в академии. Но изменилось ли что-нибудь от смены вывесок? Изменилось. Некогда считавшаяся лучшей в мире система советского
среднего и высшего образования сейчас трещит по всем швам, массово выпуская в большой мир «Кінстантинов». Национальная
и языковая политика государства уже привела к тому, что те, кого принято называть подрастающим поколением, не знают ни русского,
ни украинского языка, если, конечно, таковым не считать новояз с «гвынтокрыламы», «свитлынами» и «швыдкостриламы».
Помнится, даже учителей между собой и с учениками не только на уроках, но и на переменах обязали общаться исключительно на
государственном языке. Не проявляющих национального самосознания обещали записать в пятую колонну. Вот и возникла каша в
головах. Дома и на улице, по крайней мере, в доброй половине страны - по-русски, а в школе исключительно на государственном.
К тому же каждый кулинарный техникум стал своим долгом считать массовую подготовку полуграмотных экономистов, юристов и
культурологов. Их сейчас на каждом углу – рубль, то есть гривна, пачка. И одновременно с этим уже сейчас Украина сталкивается
с дефицитом работников инженерных и технических специальностей.
- Ни одно учебное заведение Украины не готовит специалистов, способных работать со сварочными
автоматами и полуавтоматами, - не так давно сказал мне директор весьма серьезного предприятия, выполняющего миллиардные
заказы по производству оборудования для десятка стран мира. – Самим учить приходится. Приходит такой выпускник с высшим
образованием и не может ответить на вопросы уровня десятого класса советской средней школы.
Может быть, директор излишне сгущает краски? Отнюдь. То же самое мне говорили на другом оч-чень
крупном, самом крупном в Европе и Азии предприятии, производящем продукты питания. Там своих работников отправляют для обучения
в США. НА, то есть теперь В Украине научить их работать на оборудовании, которое там используют, просто негде и некому.
Как-то я встретил своего учителя, много лет преподававшего русский язык сначала в украинском,
а потом в польском университете, а теперь польский язык в украинском.
- Знаешь, - сказал он. – Раньше в любой студенческой группе было несколько светлых голов, серединка,
которая звёзд с неба не хватала, и несколько перебивающихся с двойки на тройку, которых не выгоняли только потому, что они
были спортсменами или комсомольско-профсоюзными деятелями. Так вот, теперь несколько человек уровня былой «серединки»
считаются «светлыми головами». Все остальное – совершеннейшее болото. Поговорить не с кем!
Но только ли в Украине происходит деградация системы образования? Слова своего учителя я пересказал
однокласснице, преподающей в старейшем университете Сибири. Она заявила, что готова подписаться под тем, что сказал ее коллега
из Украины.
Но все же, откуда у нас, постсоветских, некогда получавших самое лучшее образование в мире,
берется такая безголовость?
Мы все чаще и чаще слышим мудреные названия типа пресловутого болонского процесса, европейского
или американского стандарта образования (высочайшего, конечно же), инновационных подходов к обучению и прочего, с умилением
смотря в сторону «ведущих западных стран» и прося научить их нас уму-разуму, потому как отсталые мы и, как говорят в Одессе,
ни разу не демократические. А если снять розовые очки?
К примеру, если в Германии в 1975 году выпускники реальной школы давали 75,2% правильных ответов
в заданиях на грамотность, то сейчас лишь 58,2%. Немногим более половины из них способны связно и чётко выразить свои мысли на
письме. В США на одного инженера приходится 41 юрист, хотя в том же 1975 году по количеству молодёжи, имеющей техническое и естественно-научное
образование, они уступали лишь Советскому Союзу. 81% юных американцев не способны выразить свои мысли на письме. Когда преподаватели
Гламоранского университета в Великобритании занялись агитацией школьников для поступления в вуз на инженерные специальности,
на вопрос «Чем занимаются инженеры?» юные британцы ответили: «Ремонтируют автомобили и стиральные машины». Имена
Брюнеля, фон Брауна и Королева им были неизвестны.
Запад сам себя кастрирует, осознанно отрезая себе путь в технологическое будущее, куда уже
сейчас вырываются японцы, корейцы, китайцы и прочие азиаты, а мы, живущие на постсоветском пространстве, берем с него пример,
а потому вместе с ним все дальше и дальше вместе деградируем и скатываемся к статусу глупой и косноязычной средневековой
черни, желавшей исключительно хлеба и зрелищ. Свободный капитализм – такая же утопия, как коммунистическое общество, которое
мы столько лет пытались построить. А утопия, как правило, превращается в антиутопию хоть по Евгению Замятину, хоть по Олдосу
Хаксли. Может быть, стоит не спешить сломя голову в такое будущее, а оглянуться назад? Ведь всё больше и больше что украинских,
что российских выпускников, стремясь к качественному образованию, стали выбирать не отечественные и даже не западные, а китайские
вузы. Кто-кто, а китайцы знают, что «в учении нельзя останавливаться», а «не услышав заветов предков, не узнаешь величия
учености». Это еще две с половиной тысячи лет назад растолковал им Сунь Цзы, и они до сих пор это помнят. Нам же, чтобы все
забыть, хватило лишь пары десятков лет.
Михаил Корниенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий