Чтобы взглянуть на архитектуру будущего глазами советских футурологов, урбанистов и архитекторов,
редакция "РБК-Недвижимости" отправилась в библиотеку, где пролистала подшивку журнала "Техника - молодежи", который
издавался в СССР с 1933 года.
1937 год
В конце 1930-х популярной темой у урбанистов была оборона городов и отдельных зданий. Некоторые
архитекторы предлагали строить подземные города, а на поверхности земли оставлять только средства противовоздушной обороны.
Кстати отметим, что идея строительства подземных автомагистралей стала актуальной для Москвы в сегодняшние дни.
"... вместительные лифты спускают жителей в подземные дома, защищенные сверху мощным слоем
бетона. Турбогенераторы и насосные станции снабжают подземные жилища светом, теплом, воздухом и водой. Если весь проект несбыточен,
то это нельзя сказать об отдельных его деталях. Так, например, проблема частичного переноса городского движения под землю
разрешается не только устройством метрополитена, но и сооружением целых подземных улиц и автомагистралей", - писали авторы
"Техника - молодежи" в январском номере за 1937 год.
1960 год
На иллюстрации журнала изображен фрагмент жилого района города будущего. Из панорамного окна
квартиры открывается вид на кинотеатр, торговый центр, бытовой комплекс, кафе - все это сосредоточено вблизи жилых домов.
Неподалеку от общественного центра расположились четырех- и пятиэтажные жилые дома. А правее - дома гостиничного типа для
малосемейных. Для детей устроен мелкий бассейн. Неподалеку сооружены спортивный павильон, открытый плавательный бассейн,
стадион. В стороне от домов, в района общественного центра предусмотрена стоянка для автомашин.
В 1960 году советские градостроители вывели формулу квартиры будущего: К = Н + 1.
"К - количество комнат в квартире, Н - количество членов семьи. Значит, в квартире будет на
одну комнату больше, чем людей в семье. У каждого человеке - своя спальня с местом для (заботы и большая общая комната), - говорится
в статье журнала. - Это можно сделать только при условии уменьшения площади спален. А чтобы в маленькой комнатке не было тесно,
вместо обычных перегородок будут установлены объемные "шкафные перегородки". В такой перегородке поместится все необходимое
для людей, живущих в разделенных ею комнатах: отделение для одежды, секретер для книг и мелких вещей или туалетный стол с зеркалом.
Встроенное оборудование - один из основных признаков квартиры будущего.
Главным, наиболее распространенным типом жилья всегда была и останется квартира на семью из
трех-пяти человек. Таких семей в нашей стране больше всего. Если теперь такая семья должна расселиться в двух-трехкомнатной
квартире то в будущем ей предоставится квартира из трех-четырех и даже из пяти комнат, маленьких, не удобных для отдыха и работы
каждого члена семьи. Такие квартиры будут строиться в четырех-пятиэтажных секционных домах (секция - это несколько квартир,
сосредоточенных вокруг лестницы).
Но не будет ли тесно и неуютно в маленьких комнатках новых квартир?"...
1962 год
Строение на этой фотографии кажется театральной декорацией или макетом большого телевизора.
Но это нормальный жилой дом, вернее - квартира, только опытная, построенная для всестороннего испытания. В ней все до последнего
винтика из пластических материалов. Потолок, стены и пол сделаны из двух слоев стеклопластика, между которыми заложен пенополистрирол.
Наибольшая толщина стены 14 см. И, несмотря на это, городской шум не проникает в помещение, а тепло не уходит из- него. Одна стена
- передняя - из органического стекла, пропускающего ультрафиолетовые лучи. Обои из полихлорвиниловой пленки на бумажной основе,
трубы из винипласта. В подставке, на которой установлен дом, размещены отопительное, вентиляционное и электрическое хозяйство.
Лестница (пластмассовая) поднимается на узкий балкон. Отсюда дверь ведет внутрь дома. Небольшая прихожая, рядом санузел и
кухня i затем большое помещение. Оно может быть подвергнуто любой планировке и превращено в две или три отдельные комнаты.
Воздух подогревается калориферами, установленными в помещении под полом, и подается в комнаты через отверстия в стенах. Ленинград.
"ТМ", 1962-07.
1978 год
В конце 1970-х автора "ТМ" мыслили категориями не отдельных домов или районов, а целых городов.
Их интересовало, каким будет город недалекого будущего? "Этот вопрос интересует не только урбанистов и футурологов, но
и всех, кто планирует на десятки лет вперед развитие разных областей деятельности человека, - пишет автор материала в декабрьском
номере "ТМ" за 1978 год. - Этот вопрос интересует и молодежь, так как близкое будущее принадлежит ей".
Предложенная футурологами модель города будущего - Биотронград. Концепция Биотронграда основана
на научных достижениях биологии и техники. Биотронград представляет собой линейный город, составленный из биотронов, связанных
в единую коммуникационную систему.
Биотрон - это 55-этажный дом на 5 тыс. человек, где производится все необходимое для повседневных
нужд его жителей. Здание состоит из трех основных частей: жилой, обслуживающей и производственной. Жилая часть расположена
в 3 благоприятных в климатическом отношении сторонах здания, начиная с 5 этажа и выше. На 50-и этажах находятся квартиры для
5 тыс. человек. В первых 5-и этажах - общественная кухня, школы, физкультурные залы, кинотеатр, клиника, лаборатории, ателье,
кабинеты, клубы, помещения для игр и развлечений.
Центральная часть здания, его ядро, представляет собой четырехгранную призму, которая проходит
по всей высоте здания и немного возвышается над окружающей ее жилой частью. Здесь расположены плантации, фермы, производственные
цехи, очистительные сооружения. Техноплантации полностью автоматизированы. На многоэтажных стеллажах без почвы в искусственных
растворах и при электрическом освещении выращиваются все растительные культуры, необходимые для питания людей и домашних
животных, а также для изготовления одежды. На фермах, оборудованных климатическими установками и сооружениями для очистки
воздуха и удаления отходов, содержатся домашние животные, птицы и рыбы. Здесь производится вся необходимая продукция животного
и растительного происхождения. Сточные воды отводятся по отдельным трубам канализационной сети биотрона и поступают в соответствующие
очищающие или регенерирующие сооружения.
Транспортом внутри биотрона служат пассажирские и товарные лифты, конвейеры, электрокары-автоматы.
Связь биотронов с районным центром осуществляется транспортными кабинами, расположенными в галерее, проходящей неглубоко
под землей. На больших расстояниях используется скоростной вакуумнотрубопроводный транспорт на магнитной подушке. В туннеле
на глубине до 50 м расположены две параллельные стальные трубы, каждая диаметром 3,66 м, в которых поддерживается вакуум. Станции
расположены через каждые 200 км, и отрезки между ними абсолютно прямые. На станциях в шлюзовой камере при нормальном давлении
происходит пересадка пассажиров на другие линии. Вагоны рассчитаны на 136 пассажиров. Линейный электродвигатель разгоняет
поезда до скорости 900 км/ч.
"Город будущего, несомненно, будет городом окончательно завершенной научно-технической
революции, а это значит полной механизации и автоматизации производства. Это будет город мира, город человека, достигшего
совершенства в своем физическом и духовном развитии, к человечества, достигшего вершины своих социальных отношений и общественной
организации", - подводят итог авторы советского журнала "Техника - молодежи" в 1978 году.
http://realty.rbc.ru/articles/10/07/2013/562949987796392.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий