- Дед, скажи, кто такой Комсомол?
- Что?
- Кто такой Комсомол?
- Откуда ты взял?
- Да, наша учительница разозлилась на нас и,
уходя, сказала: «Комсомола на вас нет, он бы вас
быстро построил…»
- Так и сказала?
- Ага. Так, кто?- Что?
- Кто такой Комсомол?
- Откуда ты взял?
- Да, наша учительница разозлилась на нас и,
уходя, сказала: «Комсомола на вас нет, он бы вас
быстро построил…»
- Так и сказала?
- А родители тебе не ответили?
- Нет. Отправили к тебе, ты, говорят, знаешь…
Так, знаешь?
- Знаю и они должны знать.
- Да, не знают они! Скажи: Комсомол – это авто-
ритет?
- Авторитет… Можно сказать, что именно таким
и был… раньше…
- Почему был? Его, что нет?
- Того, о ком ты спрашиваешь, нет.
- Давно?
- Как развалился СССР, даже немного раньше…
6 О.В. Фролов Диалоги деда и внука 7
- А разве тогда, при коммуняках, были авто-
ритеты?
- Были, но не те, о которых ты думаешь…
- Не понял…
- Сейчас это слово «авторитет» означает совсем
другое.
- Ну, да?
- Сейчас «авторитет» - это крутой бандит или
вор, признаваемый исключительно среди своих, о
котором пишут в уголовной хронике, а раньше – это
всеми признанный и уважаемый…
- Да? Ты же сказал, что Комсомол был автори-
тетом…
- Был. Да и сейчас для некоторых, правда, таких
мало, остался…
- Так расскажи!
- Комсомол – это Всесоюзный Ленинский Комму-
нистический Союз Молодежи, ВЛКСМ. По первым
слогам трех последних слов и получается комсомол.
- Так это не человек?
- Сначала общественная организация, а потом
общественно-политическая. Ее членами были
почти всю его историю молодые люди до 28 лет:
школьники, студенты, рабочие, колхозники, ученые
и инженеры, артисты, спортсмены и космонавты,
военные…
- А кто это колхозники?
- Сельские жители, работавшие в колхозах.
- А что такое колхозы?
- Коллективные хозяйства, сокращенно колхоз.
- А почему не фермеры?
- Раньше не было фермеров. Они появились
после распада СССР.
- Да? Не знал…
- Ты, к сожалению, много не знаешь.
- Ну, так как же он мог бы построить нас?
- Продвинутая у тебя учительница… Использует
современный жаргон…
- Жаргон?
- Сленг по-теперешнему.
- Так как построил бы?
- Через воспитание и дисциплину.
- Ну, да! Кто бы этого захотел?
- Раньше не только хотели, но и стремились.
- Не верю!
8 О.В. Фролов Диалоги деда и внука 9
- Верить или не верить твое право. Но прежде
узнай и разберись…
- От тебя узнать?
- Да, хотя бы и от меня.
- А ты откуда знаешь?
- Я в молодости был комсомольским работником.
- Работником?
- Да, так называли тех, кто получал заработную
плату за выполнение различных функций в комсомоле.
- Так, выходит, тем, кто был в комсомоле, платили
зарплату?
- Не всем. Школьники, как ты понимаешь ее не
получали, а большинство молодых людей или по-
лучали зарплату по месту работы или стипендию,
где учились. В комсомоле работали на обще-
ственных началах, был даже специальный термин:
комсомольские активисты, проще говоря, актив.
- Много было таких?
- Много. В каждом учебном заведении, на
каждом предприятии и учреждении, каждой во-
инской части. Это были или члены выборных ор-
ганов: комитетов или бюро, или те, кто регулярно
выполнял поручения…
- А кто не выполнял, были?
- Были и такие…
- И что с ними делали?
- Прорабатывали…
- Как это?
- Индивидуально разговаривали, если не по-
могало, то вызывали на заседания бюро, коми-
тетов, комсомольские собрания… Использовали и
общественно-политическую аттестацию в рамках
Ленинского зачета…
- Ленинского зачета?
- Была такая форма комплексного воспитания. У
каждого был «Личный комплексный план».
- Что за план?
- В нем фиксировались обязательства по поли-
тическому образованию, трудовой и общественной
деятельности. При проведении аттестации оцени-
валось их выполнение.
- Что и оценки ставили?
- Первоначально да, а позднее только «зачет - не
зачет»
- И если не зачет?
10 О.В. Фролов Диалоги деда и внука 11
- Давали срок для исправления, при необходи-
мости прикрепляли кого-либо для помощи…
- И много не сдавали?
- По отношению ко всем, нет, очень мало.
- А что после… аттестации?
- Первоначально награждали значком ЦК ВЛКСМ
«Ленинский зачет»…
- Что за ЦК?
- Центральный Комитет, были еще республи-
канские, областные и городские, районные ко-
митеты…
- Зачем?
- Любая организация должна иметь руководящие
органы, как говорится, «сверху донизу»…
- Как это «сверху донизу»?
- Очень просто: в учебной группе, цехе, лабо-
ратории, то есть в организации на правах пер-
вичной было бюро ВЛКСМ, на предприятии, учреж-
дении – это первичная организация избирался
из членов ВЛКСМ комитет. В масштабах района,
города все первичные комсомольские организации
объединялись в районную, городскую организацию,
руководимую райкомом, горкомом, а в областях –
обкомами…
- Понял, опять сокращение по первым слогам!
Правильно?
- Правильно.
- А как это избирался? И кто? Разве не любой?
- Избирался голосованием на собраниях, конфе-
ренциях, пленумах. И не любой, а только тот, кто
имел авторитет.
- Ага! Авторитет!
- Конечно
- И что, все избранные имели авторитет…
- Сложный вопрос… К сожалению, с некоторых
пор не все…
- Почему?
- Если коротко, то формализм виной…
- Формализм? Что это?
- Это? Это, когда формальные признаки имеют
приоритет перед содержательными.
- Объясни!
- Когда на первый план ставятся не личные ка-
чества: преданность Родине, профессионализм,
ответственность, а биографические данные: пол,
12 О.В. Фролов Диалоги деда и внука 13
возраст, занимаемая должность, членство в КПСС,
да и еще кое-что…
- Что?
- Личная преданность, способность выполнить то,
за что порядочный человек никогда не возьмется, в
общем, подхалимаж…
- Подхалимаж?
- Да.
- Не понимаю…
- Ну, это когда подчиненный может во время
похвалить вышестоящего, сообщить что-то о воз-
можном сопернике… В общем, подлизаться…
- И много таких было?
- Встречались…
- И теперь есть…
- Ты уже сталкивался?
- Ага, одному даже в морду дал…
- Помогло?
- Теперь не разговариваем и не здороваемся.
- Ты рукам-то волю особо не давай…
- Да, знаю я! Я осторожно…
- Осторожно, но сильно, раз даже не здорова-
етесь.
- А ты дрался?
- В комсомоле рукам волю не давал, но тоже не
здоровался, да и сейчас, если кое с кем встречусь,
так не поздороваюсь…
- Интересно…
- Что?
- Как много у нас общего…
- Так ты же мой внук.
- Ага, а то чей же! Знаешь, давай мы с тобой
после поговорим, а то у меня сейчас дела.
- Хорошо. В любой момент, как только захочешь.
- Замётано!
Полный текст в моей книге: Фролов О.В. Диалоги деда и внука – М.: Эдитус, 2013. – 138 с. ISBN 978-5-906162-34-2 по ссылке http://iamwpp.blogspot.ru/p/blog-page_8.html
http://samsud.ru/clubs/22_dialog-pervyi-ded-skazhi-kto-takoi-komsomol-95-letiyu-vlksm-posvjaschaetsja.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий