Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 21 октября 2013 г.

"Time" о речи Хрущева на 20-м съезде КПСС


Статья из американского журнала “TIME” от 26 марта 1956 года, посвященная знаменитому докладу Н.С.Хрущева на 20-м съезде КПСС…

На прошлой неделе призрак Иосифа Сталина покинул гранитную усыпальницу на Красной площади и бродил вдоль зубчатых стен Кремля как молчаливое предостережение коммунистам всего света. Подобно тени отца Гамлета покойный диктатор словно давал понять, что «скитаться осужден/Ночной порой, а днем гореть в огне, Пока мои земные окаянства/Не выгорят дотла».
Человек по имени Никита Хрущев, поднявший его из могилы – конечно, не принц Гамлет, но бесспорным наследником Сталина на троне его уже можно назвать.


Из Москвы разнеслись слухи о закрытом заседании 20 Съезда КПСС. 25 февраля, после окончания официальной работы Съезда 1355 делегатов в 6 часов вечера собрались в Большом Кремлевском дворце на еще одно, тайное заседание.
Делегации иностранных компартий (даже такие видные лидеры, как Тольятти и Торез) на него приглашены не были. Однако тайны тайного заседания все же стали известны иностранным дипломатам и журналистам. Корреспондент Time Джим Белл (Jim Bell), специально прилетевший для этого из Москвы в Бонн, сообщил детальную и проверенную информацию о том, что там происходило.

Со слезами на глазах
Взойдя на трибуну с суровым выражением на лице, Хрущев произнес трехчасовую, крайне эмоциональную речь: порой на глаза у него даже навертывались слезы.
 
В преамбуле он воздал должное Сталину: в начальный период пребывания на руководящих постах тот был преданным и подлинно выдающимся слугой партии, отметил Хрущев, и в первые десять лет после смерти Ленина (в 1924 году) играл незаменимую роль. Однако за последние 19 лет жизни Сталин нанес громадный вред партии, государству и советскому народу.
Решающим моментом, по словам Хрущева, стало убийство в 1934 году главы ленинградской парторганизации Сергея Кирова. Тогда в характере Сталина произошла резкая и необратимая перемена - у него развилась «мания преследования», ему везде мерещились заговоры. Дальнейшая речь Хрущева стала уничтожающим обличением того периода, что на открытых заседаниях съезда было названо сталинским «двадцатилетием диктатуры и лжи».

На 18 Съезде Хрущев чуть ли не срывался на крик: «Да здравствует величайший гений всего человечества. . . наш любимый товарищ Сталин!». Теперь он говорил нечто совсем другое:
- Сталин фабриковал и фальсифицировал обвинения против членов партии, которых он (чаще всего ошибочно) считал своими врагами. Он «уничтожил» (именно так выразился докладчик) сотни старых большевиков, в том числе 70% из 139 членов Центрального Комитета на 1937 год. Чтобы выбить у людей признания, он приказывал подвергать их пыткам. Истязали даже маленьких детей, рассказывал Хрущев; по его щекам катились слезы. Некоторым своим жертвам Сталин обещал дачу в обмен на признание, но «вместо дачи они оказывались в могиле».
- Обвинение в государственной измене против маршала Тухачевского было сфабриковано. Его «уничтожили» вместе с 5000 других командиров Красной Армии. Эта «ужасная ошибка» в годы Второй мировой войны поставила Советский Союз на грань катастрофы.
- Сталин слепо доверял пакту, который он заключил с Гитлером в 1939 году, и отмахивался от предупреждений из самых разных источников – от советских дипломатов в Берлине до Черчилля и британского посла сэра Стаффорда Криппса – о том, что в июне 1941 года Германия нападет на СССР. Вопреки распространенному мифу, он не оставался в Москве во время немецкого наступления, а бежал из столицы, передав ее оборону в руки Жукова, Рокоссовского и Конева (которым он позднее присвоил маршальские звания).


Февраль 1956 года, знаменитый XX съезд КПСС, на котором впервые прозвучала острая критика в адрес Сталина, а выражение «культ личности» прочно вошло в общеупотребительную лексику. Руководители партии и правительства с журналистами
- Сталин не доверял никому, даже членам Политбюро. Охваченный манией величия, он возводил по всей России памятники самому себе, в том числе гигантскую статую в начале канала Москва-Волга, на которую пошло 35 тонн ценной меди.
- В последние годы его болезненная подозрительность достигла параноидального уровня. Чиновники, которых к нему вызывали, на всякий случай прощались с родными: «Сидишь у Сталина и не знаешь, куда тебя от него повезут: или домой или в тюрьму». Кроме того, добавил Хрущев, Сталин оказался во власти антисемитизма.
Хрущев идет на риск
Когда Хрущев закончил, в зале воцарилась мертвая тишина. Одним ударом он обрушил гигантское нагромождение выдумок, скрывавшее десятилетия сталинского террора. Учитывая, насколько долго и усердно стране внушались сталинские мифы, это было небезопасно. Почему же Хрущев так поступил?
Очевидно, он пошел на риск (возможно, не без некоторого понукания со стороны советских маршалов, чей престиж победителей в войне теперь высок как никогда), поскольку считал необходимым оправдаться – и оправдать других членов высшего советского руководства, находившихся у власти и при Сталине - от обвинений в соучастии в сталинских преступлениях. Это обвинение в их адрес, возможно, выдвигают друзья и родные нескольких миллионов человек, среди которых было много партаппаратчиков и представителей интеллигенции (именно миллионами оценивается число жертв Сталина).

 
Сталинские наследники уже сделали немало, чтобы реабилитировать себя: они казнили главных «исполнителей» террора – Берию и полтора десятка следователей МВД, объявили амнистию, под которую попали тысячи заключенных, реорганизовали страшные лагеря, где людей заставляли заниматься рабским трудом, и пересмотрели процессуальный кодекс. Видимо этого было недостаточно.
В секретном письме, распространенном среди делегатов, содержались указания насчет дальнейшего развенчивания сталинского мифа. Делегаты довели их до своих парторганизаций, и теперь по всей стране разносится грохот свергаемых бюстов.
В вестибюле московского Театра Советской Армии один из вездесущих портретов Сталина заменили зеркалом. В Музее революции витрины, еще недавно ломившиеся от подарков «великому Сталину», разом опустели, а на уцелевших подарках замазаны надписи. В Третьяковской галерее, где немалую часть экспозиции составляли картины о Сталине, осталось лишь два небольших портрета «вождя народов».

 
В «Правде» Московский автозавод имени Сталина называют просто Московским автозаводом. Кроме того, один из посетителей Мавзолея Ленина-Сталина заметил, что учительница, проводящая там экскурсию, рассказывает школьникам только об Ильиче, а Сталина не упоминает вовсе.
Миф и реальность
Но расставание с мифами – процесс нелегкий. Миллионы советских граждан, не замешанных ни в каких интригах высшего руководства и не разделявших его страхов, оказались в явной растерянности.
В Москве у Мавзолея Ленина-Сталина выстроилась такая очередь (возможно люди пришли просто из любопытства, посмотреть, там ли еще находится тело «вождя народов»), что пришлось усилить охрану. В Грузии, откуда Сталин был родом, тот факт, что власти полностью проигнорировали третью годовщину его смерти (5 марта), вызвал массовое недовольство.

 
На следующий день, после серии неофициальных партсобраний, тысячи молодых грузин вышли на улицы Тбилиси, неся портреты Сталина и выкрикивая хвалебные лозунги в его адрес. Три дня спустя, чтобы успокоить страсти, официальный орган компартии Грузии «Звезда Востока» посвятил целую полосу материалам, прославляющим его заслуги.
Однако, сделав эту уступку, «Звезда Востока» уже на следующий день потребовала дать отпор «провокаторам и враждебным элементам» в Грузии. Затем поступил приказ «подавить» бунт. «Разъяснительную работу» в республике поручено вести 15000 партийцев.
Колебания
За пределами СССР у руководства компартий после 20 лет поклонения Сталину возникли свои трудности с приспособлением к «новой линии» Москвы.


В Польше – стране-сателлите СССР – партийные газеты опубликовали снимки и панегирические биографии лидеров польских коммунистов, казненных Сталиным. Босс венгерских коммунистов Ракоши, глава СЕПГ Вальтер Ульбрихт (уподобивший прославление Сталина культу фюрера) и генеральный секретарь Итальянской компартии Тольятти выступили с антисталинскими заявлениями.
В Нью-Йорке редактор Daily Worker Алан Макс (Alan Max) вслух задался некоторыми весьма уместными вопросами: «Меня лично здесь многое смущает: Где были нынешние руководители СССР, когда, по их словам, в партии не было коллективного руководства? Как насчет их собственных ошибок в тот период?»
На это проявление колебаний босс американских коммунистов Уильям Фостер (William Foster) отреагировал призывом изучать «серьезные ошибки и. . . неправильные методы» Сталина, а товарищам по партии посоветовал «не бросаться с яростью на защиту Сталина и в то же время не рвать его в политическом плане на куски, как это склонны делать некоторые в наших рядах».


Очевидно, лидеры мирового коммунистического движения по-прежнему отстают от последних веяний в Москве. Во время хрущевского доклада – со слезами, перечислением интриг, заговоров и контрзаговоров, окружавших последние дни Сталина - кто-то из зала спросил: «Почему вы его не убили?» Хрущев ответил: «А что мы могли сделать? Тогда был террор».
Не исключено, что высшие руководители России, стремясь повысить свой престиж в глазах бесчисленных сталинских жертв и их родных, когда-нибудь признают, что это они втайне «убрали» безумца-диктатора. Это многое объяснило бы (например, невероятное «дело врачей»), но вряд ли сняло бы с них долю вины в тогдашних преступлениях.
Призраку Сталина еще долго бродить по земле…
Источник: time.com
http://ussrlife.blogspot.ru/2013/10/20.html#more

Комментариев нет:

Отправить комментарий