Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 8 апреля 2015 г.

Мы победили… И помогал нам фронтовой юмор.

   Ноябрь 1941 года… Фашисты рвутся к Москве. Тогда-то весьма ограниченным тиражом вышел первый номер военно-сатирического журнала «Фронтовой юмор».

   Журнал – своеобразная художественная летопись Великой Отечественной, он издавался политуправлением Западного, а потом 3-го Белорусского фронта. Его программа изложена в обращении редакции к читателям – бойцам, командирам и политработникам: «Наш журнал, рождённый в суровые дни борьбы с фашистскими захватчиками, призван острым словом и разящим рисунком разоблачать зверское лицо гитлеровских убийц, помогать воинам нашего фронта истреблять всех до единого немецких оккупантов. «Фронтовой юмор» призван бодрить наших славных воинов, повышать их боевой дух, вселять в них жизнерадостность, смелость и уверенность в победе над фашистскими варварами».
   В редакции журнала служил своим творчеством находящемуся в опасности Отечеству выдающийся мастер книжной графики, живописец, педагог Андрей Дмитриевич Гончаров[1]. Он был выпускающим и художником в журнале «Фронтовой юмор», а затем главным художником выставки «Политработа в частях 3-го Белорусского фронта». Награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией».
   Мы рассматриваем работы Андрея Дмитриевича военных лет и беседуем об этом малоизвестном периоде его жизни и творчества с дочерью художника и моей троюродной сестрой профессором Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова Натальей Андреевной Гончаровой.

  Фронтовые рисунки Андрея Гончарова

   Первый, ненумерованный, выпуск журнала «Фронтовой юмор» появился в июле 1941 г., а всего за годы войны вышло 48 номеров. Последний, тиражом 75 тыс. экземпляров, вышел в марте 1945 г., и читали его наши бойцы уже на земле Германии.
А.Д. Гончаров за работой.
Восточная Пруссия, 1945 г.

   Инициатор и создатель журнала – Николай Эрнестович Радлов[2]. В декабре 1942 г. он погиб от разрыва бомбы. Ответственным секретарём и художественным редактором стал Виталий Николаевич Горяев[3], проработавший в нём до конца войны.

   «Рисунки и тексты для журнала, – вспоминал он, – гравировались на дереве и линолеуме, и с них печатался весь тираж в два-три цвета, порой не только в городских типографиях, но и прямо в поездах, блиндажах. Этот журнал удобного небольшого формата мог уместиться в походной сумке».

   После освобождения Смоленска редакция журнала получила поезд-типографию и разместилась в нём. Сотрудники журнала в этот период – О.Г. Верейский[4], А.Д. Гончаров, Е.Н. Евган[5].

   Редакция заказывала рисунки также таким мастерам политической сатиры, как Кукрыниксы, Б.Е. Ефимов[7], И.М. Семёнов[6]. Их работы – срочно в номер! – доставлялись в редакцию самолётами. Кроме злых карикатур на врагов, в журнале печатались сделанные с большим мастерством фронтовые зарисовки В.Н. Горяева, О.Г. Верейского, А.Д. Гончарова.

   Бойцы очень любили «Фронтовой юмор». На страницах журнала регулярно помещались и их рисунки, и юморески, которые они присылали с фронта.
А.Д. Гончаров. Неравный бой
   Вот что вспоминает В.Н. Горяев о первой встрече с А.Д. Гончаровым на фронте:

   «Мне, капитану Горяеву, начальником политуправления Западного фронта было поручено доставить в расположение редакции журнала «Фронтовой юмор» рядового Гончарова. К этому времени маленький фронтовой журнал стал «полнеть» от числа страниц, тираж резко подскочил, и нужен был выпускающий по штату и художник-карикатурист по необходимости – заполнить карикатурами 32 полосы. Я был по штату также секретарь редакции.

   По-моему, Андрей Дмитриевич тогда впервые начал рисовать карикатуры, а кончил в День Победы, в кёнигсбергском, последнем номере журнала. Помню, по дороге из военкомата меня поразил необычайного размера вещевой мешок за спиной Андрея Дмитриевича, и формы этот мешок тоже был необычайной – какой-то скорее угловатый, чем округлый. Этот необычный мешок сразу же вызвал удивление и Верейского, и Слободского, и Суркова, но это было до тех пор, пока Гончаров не приступил к выполнению своих обязанностей и не оказался оснащён материалами более, чем кто-либо из нас. Не говоря о красках и бумаге, там были такие необычные вещи, как полированные пальмовые доски и набор инструментов для гравирования.

   Но более всего Андрей Дмитриевич меня поразил в городе Хайльсберге. Наши войска только что заняли город, во дворе выделенного для редакции дома лежали трупы немецких солдат, и я должен был мобилизовать оставшееся женское население для их захоронения. Другой группе немецких женщин Верейский передавал для стирки наше бельё. Гончарова же я заметил в окне второго этажа. Он писал ветви расцветающей яблони на фоне пейзажа. Писал масляными красками на холсте. Тайна необычайного мешка была окончательно раскрыта.

   Я вспомнил здесь странную экипировку бойца не только для того, чтобы вы могли представить фигуру чуть смешного солдата, а для того, чтобы рассказать, что Андрей Дмитриевич оказался хорошо подготовлен, чтобы во всеоружии встретить необычные, военные условия.

   Журнал преобразился от его присутствия, как-то подтянулся и стал приобретать своеобразие стиля. Он до сих пор остается лучшим образцом солдатского журнала.

   Мы стали заботиться о том, чтобы извлечь из нашей бедности не предполагаемое до этого богатство. Стали подгравировывать цинковые клише, и они стали похожи на гравюру. Легко подтравливали цинковую пластинку, рисовали прямо на ней литографским карандашом и сами травили её, добиваясь впечатления автолитографии».

   «…«Тёркина» очень ценю…»

   В газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда» публиковались по мере написания главы поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» («книга про бойца без начала и конца»), которая сразу же стала невероятно популярной на передовой. Однажды в редакции газеты с А.Т. Твардовским встретились В.Н. Горяев и О.Г. Верейский (в дальнейшем появились его известные иллюстрации к «Василию Тёркину»). Их знакомство переросло в дружбу, которая продолжалась многие годы.

   Вот что вспоминал о А.Т. Твардовском и его поэме А.Д. Гончаров:

   «»Тёркина» очень ценю и рад был слышать части «Тёркина», ещё не до конца доделанные, которые два-три раза в 1945 году автор читал в нашей воинской части сотрудникам «Фронтового юмора»… Твардовский числился по «Красноармейской правде», с которой мы двигались на фронте вместе».

   «Считаю его своим главным учителем…»

   Андрей Владимирович Васнецов[8] – внук выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова, это предопределило его жизненный путь и профессию. В годы Великой Отечественной в составе 77-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона он провоевал от Курской дуги до Восточной Пруссии. Здесь А.В. Васнецов встретился с А.Д. Гончаровым, который стал для него, по мнению самого художника, главным учителем.

   Из воспоминаний А.В. Васнецова:

   «Август 1945 года, город Гумбинен в Восточной Пруссии. В большом доме опустевшего города собраны все, кто хоть в какой-то степени мог считаться художником. В том числе и я. Нам поручено создать выставку «Боевой путь 3-го Белорусского фронта». Главным художником выставки назначен Андрей Дмитриевич Гончаров, но его пока никто не видел. Ранним утром я выглянул в окно, когда во двор дома, где мы находились, входил крупный тяжёлый человек в военной фуражке, в гражданском сером пальто и в больших сапогах. Это был Андрей Дмитриевич Гончаров.

   С тех пор прошло много лет. Те, кто помнит это время, знают, как в первые месяцы после Победы светло и вольно было на душе, какие были надежды, какие ожидания. Всё казалось прекрасным, и будущее виделось ясным и восхитительным. И хотя потом всё оказалось сложнее и не таким безоблачным, как представлялось, всё же счастлив тот, кто пережил радостную окрылённость этих первых послевоенных месяцев.

   Тогдашние настроения, наверное, наложили отпечаток на моё отношение к Андрею Дмитриевичу. Впрочем, под его обаяние трудно было не подпасть и в любое другое время.

   Помню, как умно и спокойно организовал он нашу группу, где опытных художников почти не было. Как сумел каждому дать тот участок работы, на котором он был наиболее полезен. С каким энтузиазмом взялись за дело изголодавшиеся по работе вчерашние фронтовики, и как весело и споро всё шло под руководством Андрея Дмитриевича. Помню наши выезды на этюды, рисование по вечерам с натуры. Как просто и ясно отвечал Гончаров на вопросы, объяснял проблемы искусства, о которых я, да и не только я, не имел до тех пор почти никакого понятия… От него я тогда узнал многое о Фаворском, Петрове-Водкине, Сарьяне, Павле Кузнецове, Истомине, о которых раньше имел очень смутное представление или вообще ничего не слышал. Можно сказать, что именно тогда у Андрея Дмитриевича Гончарова начал я своё художественное образование и с тех пор считаю его своим главным учителем».

   Не теряли задора и чувства юмора

   Завершилась Великая Отечественная… Мы победили. Именно так назвали своё панно, написанное в 1945-м в Бобруйске для выставки «Политработа в войсках Западного – 3-го Белорусского фронта», А.Д. Гончаров и А.В. Васнецов.

   Вот что писала об этой работе в октябре 1945 года газета «Красноармейская правда»:

А.Д. Гончаров с боевыми друзьями, 1945 г.
   «Покидая выставку, вы невольно останавливаетесь перед огромной картиной «Мы победили», изображающей один из моментов парада Победы в Москве. Это момент, когда советские воины бросают знамена гитлеровских полчищ на мостовую перед мавзолеем».

   Да, сатира и юмор, как образно отмечал один из критиков, «мобилизованные в первые же дни войны, прошли с советскими воинами весь тяжёлый и длинный военный путь, помогая своим вдохновенным, ярким искусством поднять настроение бойцов, вселить в них бодрость, неугасимую веру в Победу».

   По словам Н.А. Гончаровой, из полусотни номеров журнала «Фронтовой юмор» сохранились лишь несколько. Эти выпуски, как и фронтовые работы Андрея Дмитриевича, других мастеров политической сатиры – ценное документальное свидетельство того, что даже в самое суровое фронтовое время люди не теряли чувства юмора. Благодаря такой силе духа и победили.
_____________

Фото из семейного архива Н.А. Гончаровой
[1] А.Д. Гончаров (1903-1979) – народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
[2] Н.Э. Радлов (1889-1942) – русский и советский художник, искусствовед, педагог, лауреат Сталинской премии. В годы Великой Отечественной войны был также одним из создателей «Окон ТАСС».
[3] В.Н. Горяев (1910-1982) – советский график-иллюстратор, живописец, карикатурист, народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР.
[4] О.Г. Верейский (1915-1993) – советский художник, книжный график, народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР.
[5] Е.Н. Евган (1905-1948) – советский художник-карикатурист.
[6] Б.Е. Ефимов (1900-2008) – советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда.
[7] И.М. Семёнов (1906-1982) – советский график, народный художник СССР.
[8] А.В. Васнецов (1924-2009) – крупнейший художник-монументалист, народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии.
http://www.ritmeurasia.org/news--2015-04-05--my-pobedili-i-pomogal-nam-frontovoj-jumor-17394?print=1#_ednref1

Комментариев нет:

Отправить комментарий