«А в-четвёртых - наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется - пилот!
С лесенки ответил Вова:Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется - пилот!
- Мама — лётчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры!»
Сергей Михалков.
Если вы начинающий блогер, но при этом хотите быстро и без особых усилий выйти в top-ы Живого
Журнала, можете последовать моему совету – заведите разговор о советских женщинах. Какими они были? Где работали и в чём ходили
на танцы? Как доставали дефицитные парфюмы и шифоны? Причём ваша личная оценка этого многогранного явления не будет иметь
никакого значения - аудитория тут же поделится на два непримиримых лагеря. Одни будут утверждать, что «…в кровавом ‘совке’
женщина считалась шикарной, если она под брюки надевала новые, а не многажды штопаные колготы», тогда как другие в пику
своим собеседникам станут рассказывать, что у их матерей полочки ломились от французской косметики, и её буквально некуда
было девать!
Есть ещё и третье, взвешенное мнение, наиболее близкое к правде – мы жили не всегда просто, но всегда достойно. Однако в горячем споре о советской женщине это последнее суждение редко бывает востребовано. В нём не тот
градус, не та степень накала. Но факт остаётся фактом – это одна из самых востребованных тем в интернет-блогах. Впрочем, почему
только в блогах? Время от времени в популярных журналах публикуются откровения престарелых звёзд советской эстрады и кино.
Вроде бы и дамы разные, и вклад в искусство у них был различным по «весу», но большинство (не сказать, что все) из этих
интервью роднит один показательный рефрен: «Мы ничего не могли достать! Наши мамы перешивали нам трофейное, потом мы чуть
не со школьной скамьи бегали за фарцовщиками, а ещё мы так ретиво ломились в Венгрию, потому что в Будапеште были приличные
магазины!» Такое ощущение, что перед нами та не служительница муз, на которую с обожанием смотрели и смотрят до сих пор
представители несколько поколений, а склочная старушка, помнящая до сих пор, как ей не удалось купить белые джинсы под шикарный
сочинский загар.
Практически любой документальный фильм или программа, так или иначе касающиеся темы положения
женщин в СССР, снабжается одними и теми же кадрами. Вот большие и суровые тётки что-то копают. Потом перед нами стремительно
мелькают брутальные дамские тела на демонстрации или параде на физкультурников. Затем нам крупным планом показывают женские
лица в очереди за колбасой, за детскими ползунками и ещё какими-нибудь заграничными тапками. Тот факт, что нам представили
три разных эпохи, никого уже не волнует: копание противотанковых рвов в 1941-м году, парад физкультурниц 1930-х и…собственно,
снулая очередь-безнадёга времён поздней Перестройки.
Это великолепный приём – смешать времена, намеренно перепутать смыслы, запудрить мозг и выдать
на гора некий безупречный в своей цельности продукт. Главное –
не дать опомниться и делать, делать клипово-быстрый микс из коллективизации, послевоенной карточной системы, перестроечных
пустых прилавков и душераздирающих интервью с бывшими эстрадницами. Потому что, если человек вспомнит, что без рытья тех
укреплений могло бы и не быть великой Победы, пропадёт весь эффект! Если зритель мысленно остановит кадр и скажет: «Такие
очереди за всем пришли вместе с Гласностью и Ускорением!» эффекта не будет
вовсе. А так у зрителя остаётся чёткая и непротиворечивая картина увиденного - в Советском Союзе жизнь была ужасной, и более
всего доставалось женщине, которая плюс ко всему обязывалась рожать детей. Ах, да, ей ведь ещё запрещали делать аборты, а когда
вдруг разрешили, то поспешили обставить эту процедуру инквизиторскими истязаниями: частично - физическими, частично - моральными.
Более того – бедная советская женщина была даже лишена права на адюльтер, её тут же могли вызвать на местком и насильно вернуть
в семью, к постылым детям, к ненавистным кастрюлям!
Поэтому «совковые тётки» были жилистыми и старообразными, а не чарующе-лёгкими и шаловливо
пританцовывающими, как красавицы Парижа или Лос-Анджелеса. Очень часто фоном звучит похоронный ритм известной рок-композиции:
«Здесь женщины ищут, но находят лишь старость, здесь мерилом работы считают усталость...». Создаётся такое ощущение, что все эти авторы программ выросли в детском доме, и у них не было ни матерей, ни
бабок. Раскройте любой семейный альбом – везде найдётся юная бабушка и её сестра с причёсками под Любовь Орлову, в белых беретиках.
Или - мама в мини-юбке, с шикарной «бабеттой». Потом она же в кримпленовом брючном костюме и в батнике с остроугольным
воротником. Неужели и они тоже – некрасивые совковые тётки, которым недодали французской пудры и десяти сортов земляничного
мыла?
Но пусть это останется на совести создателей программ, в 1001 раз пересказывающих байку про то,
как Ив Монтан, якобы, привёз в Париж образцы советского белья и выставил их там на потеху толпе. Никому почему-то не приходит
в голову, что этого попросту никогда не было в действительности. Хотя бы потому, что у этой легенды есть другой воображаемый
«фигурант» – Жерар Филипп. Но, увы, байки всегда живут дольше фактов хотя бы потому, что они ловчее «хаваются» тем
самым пиплом, о котором так заботятся наши коммерчески-одарённые деятели СМИ.
В этой связи весьма интересна судьба публикаций, посвящённых визиту Дома ‘Dior’ в Москву 1959
году. Обычно авторы, пишущие на эту тему, даже не знают чрезвычайно важного факта - сам Кристиан Диор на тот момент уже умер,
а на его месте работал молодой Ив Сен-Лоран. Так что не сам мсье Диор привёз коллекцию 'Dior' в Москву, поэтому он никак не мог
«...ужаснуться нищете, в которой жили советские женщины», а вот Сен-Лорану жизнь в СССР даже понравилось - он всегда любил Россию и считал советских манекенщиц весьма
привлекательными.
Так вот, если проследить практически любую публикацию, касающуюся визита Дома 'Dior'-а в Москву,
будь то сообщение в блоге или статья в глянцевой прессе, это событие всегда подаётся, как рабочий визит богов Олимпа на Остров
Невезения. Или так - райский шик в коммунальном аду. Расстановка сил такая - ухоженная Жози, дышащая духами и туманами, противопоставляется
замотанной коммунальным бытом, одутловатой Маше с Уралмаша. Прекрасная парижанка Жози всегда при стильной сумочке, при шёлковом
белье, при каблуках и при новых чулочках. У Маши - линяло-серое платье, сшитое на руках, по выкройкам 1939 года, стоптанные бахилы
и муж-алкоголик. Маше запрещены атласные простыни, потому что…ей запрещены любовники. В этом всё и дело. Нет секса - зачем
атласные? И вообще - зачем простыни? Спи на голом полу, отгоняя клопов и злых духов заговорённым веником.
Вернёмся к 'Dior'-у, вещи которого не были доступны простой советской труженице, знающей два вида
мыла - хозяйственное и банное (если труженица живёт зажиточно и буквально бесится с жиру!). Замечу, что в ароматно-крепдешиновой
Франции, где, по мнению иных авторов, флаконы духов буквально свешиваются с платанов, в элитных домах мод одевались единицы. В этом-то всё и дело. Особенно это правило действовало в те времена, когда проходили знаменитые дефиле 1959 года.
Одеваться у Баленсиаги, Фата, Живанши, Диора могли только самые богатые и самые... проверенные женщины, то есть дамы с великолепной
репутацией. Они должны были соответствовать концепции того или иного Дома. Это сейчас модельеры сами ищут скандала, чтобы
засветить своё имя рядом с бунтующей «звездой». Тогда модный Дом держал марку. Всё тот же Диор писал, что его клиентка
– это утончённая, богатая дама и только она имеет право на платье из его коллекций. Существует байка, что Диор «отказал
во взаимности» одной молодой и перспективной актрисе только потому, что считал её вульгарной и простоватой. Она не вписывалась
в стилистику его задумок, поэтому он не будет шить ей платье! Ибо после неё кто же захочет пошить себе костюмчик-тальёр или
шикарное платье из японского шифона?! Ни одна благоуханная леди больше не переступит порог этого вертепа! Так рассуждали
тогда все эти капризные кутюрье.
К чему этот разговор? К тому, что простая француженка Жози, как и простая советская Маша, одинаково не имели доступа к платьям от 'Dior'-а. Только Жози могла любоваться на всё это, проходя мимо витрин или каждодневно листая журналы. Итог-то всё равно
- одинаков. Ни Жози, ни Маша с Диором отнюдь не были на дружеской ноге. Точнее - он с ними. «Cиндром 'Dior-a в Москве'» - это намеренное
смешивание жанров, сравнение их центральных витрин - с нашими провинциальными задворками, их принцев - с нашими нищими. Манекенщицы Диора, выпущенные не в ГУМ, а в Bon Marché вызвали бы точно такую же
реакцию со стороны простых парижанок. Платья Дома 'Dior' сразили бы Жози точно так же, как они сразили Машу. Хотя бы потому что
манекенщица - это не просто женщина, это профессиональная красавица, задача которой подать и обыграть, а в некоторых случаях
даже - обессмертить платье. Великолепная женщина в элитном наряде посреди обычных горожанок - это ли не шок? Но нет. Нам говорят,
что советские пигмеи были потрясены вещами, которые в Париже имеет каждая вторая. Через одну - в Диоре. Потому что остальные
от - Живанши.
Просто это очень легко - сравнивать обложку 'VOGUE' за 1946 год с фотографией саратовской коммуналки
того же года. Магазин 'Cartier' - с провинциальным сельпо - ну, ни одного колье! Жену парижского финансиста - с женой брянского тракториста.
А тот факт, что в послевоенные десятилетия во всём мире жилось не слишком богато и не слишком сытно, почему-то не слишком нравится
либеральным авторам.
Почитайте хотя бы начало знаменитого в Британии романа Мюриэл Спарк «Девушки со скромными
средствами»: «В далеком 1945 году все достойные люди в Англии, были бедными – за небольшим
исключением». В романе показаны все те бытовые трудности, с которыми сталкивались британские леди
после войны. К примеру, у девушек, живущих в одной комнате пансиона (что-то вроде нашего общежития) имеется одно на всех вечернее
платье, которое они и надевают по очереди. Платой за «прокат» платья служат куски дефицитного мыла или другой ходовой
товар. Чем это отличается от наших реалий? Только одним – советские девушки не брали мзду за пользование и предоставляли
своим подругам юбки и брошки просто по дружбе.
Разумеется, советская женщина не порхала из бутика – к массажисту и не задумывалась, как ей
убить время пятничным вечером. Она много работала, она рожала детей, она великолепно шила, чтобы оставаться самой красивой
и умудрялась при этом много читать. Сейчас почему-то не принято об этом вспоминать, но именно «замотанная совковая баба»
получала равную с мужчиной зарплату, а благоуханная парижанка имела в этом пункте дискриминационные моменты. Нам не просто
так показывали дамские демонстрации протеста в крупных европейских городах – «дышащие духами и туманами» офисные
леди-яппи выходили с плакатами бороться за равные права.
Конечно же, было и много недостатков – советских легпром не спешил радовать модными новинками,
а за французской помадой надо было ещё постоять в очереди. Но не это составляло ядро и смысл жизни. Раскройте семейный альбом
- посмотрите на фотографии своих родственниц, поговорите с ними о жизни, ведь они были прекрасны, эти фабричные физкультурницы
1930-х, походницы-скалолазки с физтеха 1960-х, деловые НИИ-шные модницы 1980-х. В конце-то концов, это были наши и ваши мамы и бабушки и если вы плюёте в советскую женщину, вы плюёте в свою маму, в свою страну и – в себя лично.
Источник: http://www.zavtra.ru/content/view/komsomolka-sportsmenka-i-prosto-krasavitsa/
Комментариев нет:
Отправить комментарий