Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 1 октября 2013 г.

Непрерывное образование - кризис или шанс?



Часть 1. Перестройка, ускорение, гласность.

 
Непрерывное образование является характерной чертой общества постмодерна. Важно понимать, что само  общество структурируется во многом на основании того, в каком отношении к знаниям, к образованию находится та или иная социальная группа. Таким образом, изучив феномен непрерывного образования можно будет лучше понять пост-современное общество. И наоборот: имея определенный фундамент знаний о постмодерне, можно прогнозировать вектор развития непрерывного образования.
Система непрерывного образования (далее СНО) в своем становлении непосредственно связана с развитием постмодернистического дискурса о кризисе классического образования эпохи модерна. Таким образом, необходимо говорить о непрерывном образовании не как о следующей ступени развития высшей школы эпохи просвещения, а как о принципиально новом феномене.

Существует несколько подходов к определению феномена СНО. Первый – это так называемый неолиберальный подход, при котором общество предоставляет реальную возможность всем своим членам повышать уровень образования на любом этапе их жизни для достижения максимальной личностной самореализации. В этом контексте, образование на протяжении всей жизни (lifelong education) рассматривается, прежде всего, не как специфический способ получения знаний, а как «возможность доступа к этим знаниям для всех социальных групп» [5, с.346]. Здесь речь идет не об утилитарных, конкретных целях, а о возможностях духовного и физического саморазвития человека.

Такой подход имеет ряд изъянов. Прежде всего, это определенная декларативность этой установки, так как возможность духовной самореализации для среднего класса (и тем более для элиты) существовала и существует и без такого специфического формата, как СНО. С другой стороны, низшие страты общества как не имели, так де-факто и не имеют доступа к выбору стратегий личностного роста, занимаясь исключительно вопросами физического выживания. К тому же, определенная формализация стихийных вариаций  образовательных проектов в значительной  степени ограничивает доступ к нужной информации за счет необходимости получения дополнительных лицензий, сертификатов, ведения отчетности и, как следствие, коммерциализации образования.

Второй подход к определению непрерывного образования – инструментальный подход. Развитие такого утилитарного подхода связывают, как правило, с несколькими факторами. Это изменение экономической среды, рынка труда, демографической обстановки, стремительное развитие НТР и глобализация. В этом контексте непрерывное образование представляется нам как некая позитивная адаптивная система в переходный период к постиндустриальному обществу. Соответственно, СНО рассматривается как профессиональная переподготовка в процессе смены профессии или повышения квалификации для адаптации к новым социальным условиям.

Собственно, инструментальный подход является наиболее «растиражированным» в научной практике исследования трендов современного образования. В подавляющем большинстве научных работ этот подход рассматривается как исключительно позитивный и спасительный горизонт развития высшей школы. Как видится, это происходит потому, что СНО рассматривается только лишь как некая идеальная образовательная технология, в отрыве от фактического целеполагания заказчиков профессионального обучения и в отрыве от непосредственной социально-экономической ситуации  и культурного контекста России XXI века.  Поэтому в настоящей работе хотелось бы осветить именно  латентные негативные тенденции, которые сопровождают систему непрерывного образования в ее становлении.

Третий подход, который рассматривается скорее как антитеза инструментальному варианту, - это так называемый нигилистический подход.  В этом ракурсе  массовое  непрерывное образование тоже видится как один из способов повышения социальной мобильности, как возможность повышения транспарентности знаний, но только со знаком минус. Таким образом, эта гипотеза предполагает наличие сразу нескольких негативных трендов.
 Во-первых, непрерывное образование будет фактически ориентировано не на адаптацию текущей социальной структуры к новым условиям и удержание этой структуры в привычных рамках, а скорее будет способствовать ее дестабилизации, что приведет к маргинализации широких масс населения.
Во-вторых, новый формат обучения необходимо рассматривать не как дополнение к традиционной современной системе образования, а как модель, которая призвана заменить (и вряд ли это будет безболезненно) образовательную инфраструктуру эпохи Модерна.
В-третьих, по своему формату, за счет размывания научной парадигмы модерна, непрерывное образование будет смещаться к гносеосимуляции (а на самом деле отрицанию) современного научного дискурса. «Непрерывный» взброс колоссального количества информации, не поддающейся осознанной рефлексии, будет способствовать дерационализации личности, формируя неоархаичное общество.

 Если рассматривать систему образования как один из компонентов инфраструктуры управления и контроля над широкими массами людей, то необходимо подчеркнуть, что в эпоху Модерна эта система нуждалась в достаточно большом количестве образованных людей - как чистых управленцев, так и производственников. Нужны были люди, которые способны самостоятельно принимать решение в критических ситуациях, которые могут стратегически мыслить. Университет готовил специалистов, способных транслировать конкретный культурный код на массы и которые, соответственно, обладали относительно широкой независимостью и полномочиями, но которые в то же время де-факто не являлись элитой. Речь идет о среднем классе, которому реальная элита передоверила значительную часть своих прав и обязанностей.
В эпоху расцвета индустриального общества и национальных государств ощущалась нехватка образованных людей в условиях значительных неосвоенных пространств, и это, конечно, была точка роста для системы образования. Сегодня же, учитывая, что уже существуют технические средства (и дальше они будут только совершенствоваться), которые способны удаленно транслировать культурный код, управлять, контролировать и производить, можно говорить о том, что система классического профессионального образования и непосредственно с ней связанный средний класс обречены на реструктуризацию.

 Очевидно, что национальное государство сегодня перестало быть системным заказчиком образования. В последние годы складывается впечатление, что этот сегмент общественной жизни просто пущен в свободное плавание. Однако, принимая во внимание, что Университет - это часть структуры стратегического управления, наивно предполагать, что система образования останется без внимания. Соответственно, запрос на образование все-таки существует и осуществляет его субъект, который обладает реальной властью, либо стремится к такому обладанию. Таким властным субъектом в пост-современном мире является целый конгломерат транснациональных корпораций, прежде всего межбанковских структур [6, c.22]. Собственно, первые концепты непрерывного образования были выработаны в 50-60-х годах XX века именно ТНК в целях увеличения мобильности рабочей силы в определенных отраслях производства в пределах Европы [11, с.23].
Учитывая, что цели подобных структур направлены исключительно на экономическую эффективность, то СНО с необходимостью приходится рассматривать как один из возможных функционалов этой пресловутой эффективности. Также, с необходимостью, инфраструктура высшего и среднего профессионального образования будет переходить в сферу ответственности ТНК. Согласно официальным концептам правительства РФ «в ближайшем будущем будет обеспечена поддержка развития корпоративных образовательных организаций, а также присоединение к ним учреждений начального профессионального образования. Будет обеспечено расширение практики участия бизнеса в управлении и финансировании деятельности вузов» [5].

Конечно, для отдельных социальных групп СНО означает широкие возможности выбора своего собственного стиля жизни, для других, не обладающих знаниями и умениями, и, в принципе, психофизическими данными, такая система образования сулит еще большие потери. Очевидно, что возможности и способности тех или иных личностей вписаться в новые, сверхмобильные социальные практики далеко не равноценны. Проблемы ритмического разлада, которые могут возникнуть в  ситуации эмоционального и физического перенапряжения постоянно обучающегося взрослого человека, хорошо нам знакомы по таким фильмам, как «Весна на Заречной улице» и «Большая Перемена». Герои этих лент находятся в специфическом ритмическом конфликте, где производственный цикл предприятия не стыкуется с образовательным циклом средней школы. Огромные ресурсы затрачиваются на согласование этих циклов – а  ведь это только их первое переобучение!
   В этом контексте нужно согласиться с идеей  А.И. Макарова о том, что: «усталость конкретного эмпирического субъекта может быть вызвана конфликтом (рассогласованием) ритмов, разладом между нормами и планами индивида и общества. Ритмический разлад вызывается несовпадением предписываемого извне нормативного ритма и ритма индивидуальной жизни, в том числе смыслового ритма жизни индивида» [7, с.84-85].
 Как видится, непрерывное профессиональное переобучение в принципе находится за пределами человеческой размерности, если рассматривать широкие массы населения в целом, а именно о них идет речь в официальных концептах по СНО. Проще говоря, большая часть населения просто не сможет выдержать темп, который ей навязывает постсовременная система обучения, характеризующаяся процессом постоянной переквалификации.

 Как подсказывает нам история, риски потерь, как и шансы обогащения, будут распределяться в этой «образовательной» гонке, как и раньше – по условно классовому признаку. По всей видимости, риск, как оборотная сторона шанса, не упраздняет, а усиливает классовое общество. У. Бек утверждает, что: «концентрация рисков на стороне слабых считается одним из центральных измерений риска» [1]. Однако раньше, в эпоху модерна, значительная часть «рисков» переносилась на нетронутые территории «некапиталистического» мира, тем самым сглаживая внутренние классовые противоречия метрополий. Сегодня, когда весь мир стал капиталистическим, соотношение опасностей и возможностей «свободного рынка» грозит обрушить американскую мечту зажравшегося  золотого миллиарда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/bek/0/
2. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства / К. Ясперс, Ж. Бодрийяр // Призрак Толпы. – М.: Алгоритм, 2008. – С.186-241.
3. Дугин, А. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли / А. Дугин. – М.: Евразийское Движение, 2009. – С.744
4. Иллич, И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир / И. Иллич.– Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://svitk004_book_book/14b/3241_illih-osvobojdenie_ot_hkol.php/
5. Ключарев, Г.А. К вопросу о теоретических основаниях непрерывного образования / Г.А. Ключарев // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. – С.344-359.
6. Лиотар, Ф. Состояние Постмодерна / Ф. Лиотар. – СПб.: Алетея, 1998. – 160с.
7. Макаров, А. Ритм и проблема человекоразмерности / А. Макаров //Ритмология культуры:очерки. – СПб.: Алетея, 2012. – С.72-90.
8. Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утв. Правительством РФ 31.01.2013г. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
9. Ридингс, Б. Университет в руинах / Б. Ридингс. – М.: Изд. дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. – 304с.
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
11. Телегина, Г.В. Образование в течение всей жизни – институализация в европейском контексте и ее оценка / Г. Телегина // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. — С.16-38.
12. Zygmunt B. The Individualized Society / B. Zygmunt. – Cambridge.: Polity Press, 2001. – 272 p.

http://www.zavtra.ru/content/view/nepreryivnoe-obrazovanie-krizis-ili-shans/

Комментариев нет:

Отправить комментарий