Выбрать «самые-самые» из того огромного наследия, оставленного
нам советской эпохой... лучшая пятерка, - десятка, - двадцатка...
Это невозможно. Мы расскажем о некоторых из этих фильмов, почитая другие и восхищаясь теми , которые мы не упомянули...
Это невозможно. Мы расскажем о некоторых из этих фильмов, почитая другие и восхищаясь теми , которые мы не упомянули...
«До свидания, мальчики...»
Производство: Мосфильм
Год: 1964
Год: 1964
Премьера: 3 января 1966
Режиссёр: Михаил Калик
Оператор: Леван Пааташвили.
Авторы сценария: Борис Балтер, Михаил Калик
Композитор: Микаэл Таривердиев
В главных ролях: Евгений Стеблов, Николай Досталь, Михаил Кононов, Наталия Богунова, Анна Родионова, Виктория Фёдорова, Ефим Копелян, Алексей Кузнецов, Евгений Перов, Ангелина Степанова
В главных ролях: Евгений Стеблов, Николай Досталь, Михаил Кононов, Наталия Богунова, Анна Родионова, Виктория Фёдорова, Ефим Копелян, Алексей Кузнецов, Евгений Перов, Ангелина Степанова
Фильм о поколении закончившем школу в канун Великой Отечественной войны.
В приморском городе живут три друга. Целыми днями они пропадают на море, невольно наблюдая
жизнь порта, пляжные радости отдыхающих и с юношеским максимализмом размышляя о дружбе, первой любви и смысле их молодой
жизни, которую совсем скоро перевернет война…
«До свидания мальчики!» - наиболее значительное и зрелое произведение Бориса Исааковича Балтера. Это повесть о предвоенном поколении, о южном городе, наполненном солнцем, морем и удивительными запахами. Рассказ ведется от лица Володи Белова, а в нем совмещаются мальчишка и прошедший войну 40-летний, много повидавший мужчина. В 1964 году М.Калик снял одноименный фильм, а в Московском театре им. Ленинского комсомола С.Штейн поставил спектакль. Повесть была очень популярна и за рубежом.
«До свидания мальчики!» - наиболее значительное и зрелое произведение Бориса Исааковича Балтера. Это повесть о предвоенном поколении, о южном городе, наполненном солнцем, морем и удивительными запахами. Рассказ ведется от лица Володи Белова, а в нем совмещаются мальчишка и прошедший войну 40-летний, много повидавший мужчина. В 1964 году М.Калик снял одноименный фильм, а в Московском театре им. Ленинского комсомола С.Штейн поставил спектакль. Повесть была очень популярна и за рубежом.
Борис Балтер в повести «До свидания, мальчики!» рассказал о себе и своих одноклассниках, учившихся
в предвоенные годы в Евпаторийской гимназии, о самых обыкновенных мальчишках и девчонках так, что сердце
тревожится даже спустя десятилетия. О юношеской дружбе, первой любви, наивных мечтах, поисках смысла жизни, в которой завтра
разразится война. Действие происходит в 1930-х годах в одном из южных черноморских городов. Герои фильма – это старшеклассники,
которым скоро предстоит распрощаться со школой, выбрать профессию и свою дорогу в жизни.
Режиссер Михаил Калик передал на экране самое трудное – предвоенное настроение, безмятежность
детства и напряжённое ожидание неизвестности… Фильм, в котором войны еще нет, но есть предчувствие войны.
Целыми днями мальчишки-выпускники гимназии пропадают на море. На фоне морского порта и пляжной жизни отдыхающих,
происходят размышления мальчишек о дружбе, первой любви и смысле жизни, мальчики влюбляются, готовятся учиться в военных
училищах.
Их речи и споры наполнены юношеским максимализмом, фантазиями и планами, которым не суждено будет осуществиться… Война внезапно оборвёт последнее лето их безмятежного детства и размеренную жизнь южного провинциального городка…
Их речи и споры наполнены юношеским максимализмом, фантазиями и планами, которым не суждено будет осуществиться… Война внезапно оборвёт последнее лето их безмятежного детства и размеренную жизнь южного провинциального городка…
Песня на стихи Булата Окуджавы «До свидания, мальчики», стала щемящим душу лейтмотивом всего
фильма.
И они вернулись, вернулись в наших воспоминаниях…. Просматривая фильм «До свидания, мальчики...»,
вы вдруг ловите себя на том, что ищете в кадре знакомые места старой Евпатории. Старые улицы и здания города настолько привычны и изучены, что, порой, кажется, что вы идёте по ним вместе с
героями фильма. Евгений Стеблов, Николай Досталь через 45 лет после съемок фильма отметили, что Евпатория сохранила своё самобытное,
узнаваемое лицо.
В этом фильме прошлое вдруг встречается с настоящим и вы радуетесь этим воспоминаниям.
Вот, большой песчаный пляж у сквера имени Караева, здесь мы всем классом когда-то сдавали плавание
и играли в волейбол. Песчаный пляж исчез вместе с детством. А вот, пляжный фотограф, который суетится возле своей треноги и
обещает всем, что сейчас вылетит птичка. А вот, та самая колоритная парикмахерская, где на большом окне красовался гладко
причесанный господин с усами. А , вот мастер по починке примусов, ярко и характерно сыгранный в фильме Ефимом Капеляном. А
вот, тот самый «Поплавок», где делали самые вкусные чебуреки и продавали холодный лимонад и ситро…
Фильм Михаила Калика заканчивается сценой отъезда друзей из Евпатории. Евгений Стеблов, играющий
Бориса Балтера, произносит с экрана: «Больше я своей матери не видел никогда»… 7 января 1942 года фашисты расстреляли 13 тысяч
жителей Евпатории на Красной горке и это не были только евреи, а простые люди разных национальностей. Это
была карательная операция фашистов против жителей города, поддержавших неудавшуюся попытку морского десанта овладеть городом.
Мать Бориса Балтера не погибла на Красной горке, а умерла в 1956 году.
***
***
Полвека назад. Сашка (Досталь)
за спиной у Володьки (Стеблова).
Фото: ruskino.ru
|
Фильм снимался в Крыму...
...По признанию Евгения Стеблова, фильм дался ему тяжелым душевным трудом. Так что легкость,
с которой герои киноповести открывают зрителю замысел режиссера, — только кажущаяся.
"Михаил Наумович очень любил кинематографическую пластику, он вычеркивал не только из повести,
но и из сценария все диалоги, жанровые места. Получалось, что и играть-то нечего. Вся игровая нагрузка ложилась на внутренний
мир, а его можно передать только через крупные планы, — поделился нюансами профессии Евгений Юрьевич. — Конечно, для меня
это было очень сложно, я не обладал еще достаточным опытом не только в кино, но и в жизни. А в кадре — впервые на советском экране
— надо было показывать интимную близость. Я нервничал и перед съемкой не спал всю ночь. Зато сейчас мне ничего не стоит сыграть
такую сцену! Фильм Калика сделал из меня настоящего актера. И я помню, как мы впервые сидели и смотрели отснятые кадры — потрясающе!
Причем даже музыку подкладывал и хронику вставлял. И я плакал. Когда вот увидел первые кадры. Конечно, я понимал, что Калик
— выдающийся кинорежиссер, что там говорить… Но мучил он нас жутко".
...В фильме можно увидеть кадры, снятые в разное время года и в разных местах. Например, когда
мальчишки плывут — они плывут в Евпатории. А ныряют — в Севастополе, где проходили и подводные съемки, там был специальный
подводный павильон и "затопленные" приборы.
"Многие подводные кадры — это еще с "Человека-амфибии", целая подводная база, — рассказывает
Евгений Стеблов. — Там был жуткий холод, очень холодная вода. А в Евпатории, все "водные процедуры" проходили в относительно теплое время,
трудностей не было. Но быт был чудовищный. Сначала в одной гостинице, которую и вспомнить страшно. Потом — в другой, но там
тоже горячей воды не было, а снять грим надо. Мы снимались фактически голыми на пляже, тело выкрашено морилкой, и мы не смывали
это — негде было. И мы спали в этой краске. У нас все простыни были в морилке. Физически такое выдержать тяжело. А вообще, я
очень люблю эту картину. Она мне легко далась в том смысле, что мы играли поколение наших родителей. Мой отец такого же возраста
был до войны. И большинство людей этого поколения ушли на фронт и не вернулись — собственно, о чем и повесть Балтера. Это действительно
тогда воспринималось мною очень серьезно. Я помню, Михаил Наумович такой неистовый был человек, он сразу монтировал картину
прямо во время съемок: получал коробку с пленкой из Москвы, привозил помощник оператора, так он тут же, прямо после съемок,
в кинотеатре монтировал и нам показывал".
http://krymology.info/index.php/%D0%94%D0%BE_%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F,_%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8!_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%29
http://www.segodnya.ua/culture/stars/50-let-nazad-v-krymu-snyali-kultovyy-film-mihaila-kalika-do-svidaniya-malchiki-502031.html
Булат Окуджава - "До свидания, мальчики".
Ах война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили,
И ушли - за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Ах война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон..
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете воной на угад..
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад...
Комментариев нет:
Отправить комментарий