Пётр Ильич Чайковский
(7 мая 1840 г. - 6 ноября 1893 г.),
русский композитор, дирижёр, педагог.
Один из величайших композиторов
в истории
мировой музыки.
(фото 1887 года)
|
И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором,
выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской
души.
7 мая 2015 года весь мир отмечает 175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Запланировано множество фестивалей и концертов — целый год пройдет под
знаком великого русского композитора. Крупнейшим событием обещает стать XV Международный конкурс имени П.И. Чайковского.
Петр Ильич Чайковский — русскийкомпозитор. Брат драматурга и музыкального критика Модеста Ильича Чайковского.
Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний
мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных
произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая
дама» (1890), «Иоланта» (1891).
Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро»
(1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам Петра Ильича Чайковского принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония
«Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио»
(1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели
с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы.
Профессор Московской консерватории (1866-1878). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 —
мемориальный музей в Воткинске. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.
Семья. Начало музыкальной карьеры
Семья Чайковского.
(крайний слева — Пётр Ильич)
|
Семья. Начало музыкальной карьеры
Петр Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года, в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия — в семье горного инженера,
начальника Камско-Воткинского завода. Знак зодиака - Телец. Предки отца происходили из украинских казаков, дед матери был обрусевшим французом. Как отмечал сам композитор, его предки по обеим линиям «не выказывали
музыкальных способностей». В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные
вечера.
Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано,
а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище
правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного
в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего композитора.
Лишь в 1861 Петр Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского
отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской
консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А. Г. Рубинштейна, высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы.
Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме Александра Николаевича Островского, 1864) и Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости»
(дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, зарабатывал на жизнь уроками.
В Московской консерватории (1866-1878)
В 1866 Петр Ильич Чайковский был приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую
консерваторию (во главе ее стоял Н. Г. Рубинштейн, брат директора Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейна). В 1866-1878 Чайковский
вел в консерватории классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки (среди его учеников — С. И. Танеев). В рамках
своих педагогических обязанностей Чайковский написал «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872) и перевел с французского
«Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта.
Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, П.И. Чайковский регулярно выступал в печати
в качестве музыкального критика, из-за постоянной нужды в деньгах в 1871-1876 работал музыкальным рецензентом газет «Современная
летопись» и «Русские ведомости», участвовал в «Артистическом кружке» А. Н. Островского, общался с композиторами—членами
«Могучей кучки», а также с В. В. Стасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, А. Н. Плещеевым, актером П. М. Садовским. Тогда же он познакомился
с Г. Берлиозом, К. Сен-Сансом, другими ведущими музыкантами Европы, среди которых у него нашлось немало почитателей.
Личная жизнь композитора не складывалась. Стремясь преодолеть свой гомосексуализм, он в 1877
женился на А. И. Милюковой. Брак этот оказался крайне
несчастливым; связанные с ним переживания чуть не довели Петра Чайковского до самоубийства. В 1878 он фактически бежал из России
и в течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии).
В 1877 Чайковского взяла под свое финансовое покровительство Н. Ф. фон Мекк — одна из богатейших
женщин России, вдова крупного промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890 года, позволила композитору спокойно заниматься
творчеством. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой
он никогда не виделся.
Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта Петра Ильича. Главные произведения
этого периода — пять опер, в том числе «Лирические сцены» — «Евгений Онегин» (1878), четыре симфонии (№ 1 «Зимние грезы», 1866;
№ 2, 1872; № 3, 1875; № 4, 1877), балет «Лебединое озеро» (1876), «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
(1875), Концерт для скрипки с оркестром (1878), «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо»
для виолончели с оркестром (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), симфонические фантазии «Буря» (по Вильяму Шекспиру, 1873) и «Франческа да Римини» (1876), а также увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), 3 струнных квартета (1871-76),
Большая соната для фортепиано (1878), множество фортепианных пьес (в том числе знаменитый цикл «Времена года», 1876) и романсов
для голоса с фортепиано.
Годы странствий. Жизнь в Подмосковье (1879-1889)
В конце 1870-х годов Петр Чайковский ушел из консерватории и поехал за границу. В середине 1880-х
гг. композитор возвратился к активной музыкально-общественной деятельности в России (в 1885 он был избран директором Московского
отделения Русского музыкального общества). Тогда же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во Фроловском
— оба близ Клина, а в 1892 — в Клину.
Вместе с тем его скитальческой натуре по-прежнему была необходима перемена мест. Во второй
половине 1880-х началась дирижерская деятельность Чайковского — сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя
собственных произведений он посещал Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его
творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э. Григом, А. Дворжаком, Г. фон Бюловом. Зимы Петр Чайковский проводил, как правило, за границей, лето — в основном на родине.
И в эти годы Чайковский был исключительно активен в творческом отношении. Среди созданного
им — оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885; это второй вариант оперы «Кузнец Вакула», завершенной в 1874),
«Чародейка» (1887), балет «Спящая красавица» (1889), «Всенощное бдение» (1881), программная симфония «Манфред» (1885), Симфония №5 (1888),
4 сюиты для оркестра (1879-87; Сюита №4 известна под названием «Моцартиана»), Серенада для струнного оркестра (1880), «Торжественная
увертюра 1812» (1880), «Итальянское каприччио» для оркестра (1880), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888), трио «Памяти великого художника
(на смерть Н. Г. Рубинштейна, 1882), ряд великолепных романсов, в том числе «То было раннею весною», «День ли царит», «Серенада
Дон-Жуана».
Памятник Петру Ильичу Чайковскому
работы В. И. Мухиной
|
Последние годы жизни (1890-1893)
Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского,
проявившимся не только в восторженном приеме его сочинений (в 1891 он с триумфом гастролировал в США; в 1892 — в Гамбурге под управлением Густава Малера с огромным успехом прошел «Евгений Онегин»), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской
Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893). В эти годы, оказавшиеся завершающими в
не знавшей перерыва 28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта»
(1891), балет «Щелкунчик» (1892), струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония № 6, «Патетическая» (1893), утвердившая
место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.
Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и славы: композитор заразился холерой через несколько дней после того, как дирижировал на
премьере Шестой симфонии в Петербурге (премьера — 16 октября, начало болезни — 21 октября); смерть наступила спустя 4 дня — 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года.
Петр Ильич Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104
романса). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой,
простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души.
Именем Чайковского названы (1940) Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве;
с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. (В. М. Зарудко)
http://to-name.ru/biography/petr-chajkovskij.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий