Мне часто задают вопрос: «Сколько же нужно денег, чтобы
наверняка стать депутатом?». Во-первых, сразу скажу, что точной суммы в
мажоритарной природе попросту не существует. А во-вторых, если вам нужны
стопроцентные гарантии – покупайте место в «списке». Округ вам такой гарантии
не даст. Округ — он как «зона» у Стругацких: чужаков и новичков не любит.
Впрочем, подсчитать
расходы на проведение полноценной избирательной кампании не сложно. Толщина
кошелька — хоть и важный, но далеко не единственный фактор, определяющий победу
или поражение. Часто мне задают и другой вопрос: «А можно ли провести кампанию
за $300 тысяч?». Провести-то можно, а вот выиграть вряд ли.
Впрочем,
теоретически возможно и выиграть, но только при условии, что за вас уже на
старте избирательной кампании готовы проголосовать не менее 30% избирателей.
При этом отсутствуют серьезные ресурсные конкуренты.
В целом, стоимость
полноценной избирательной кампании, по мнению разных экспертов, в большинстве
своем, варьируется от $1 до $3 млн. Для сравнения: на последних выборах,
проходивших в Украине по смешанной системе в 2002 г., выборы обходились
кандидату всего в $200-300 тысяч. И еще один пример: кампания кандидата в
палату представителей конгресса США оценивается в $300-$500 тысяч.
Так почему же цена
украинского мандата в три-четыре раза превосходит стоимость кресла в парламенте
мировой сверхдержавы? Откуда вообще берутся такие астрономические, в глазах
среднестатистического украинского избирателя, цифры?
Начнем с основных
статей расходов. Классический бюджет чистой избирательной кампании, как
правило, состоит из следующих позиций:
1) проектирование
кампании – включает в себя паспортизацию (изучение) округа, разработку
стратегии и тактики грядущей кампании, калькуляцию расходов;
2) социология –
проведение социологических исследований, фокус-групп, экспертных опросов и пр.;
3) штаб и консультанты
– оплата труда сотрудников окружного и районных штабов, гонорары привлеченным
консультантам;
4) агитационная работа
– выплата вознаграждения агитаторам и их контролёрам, подготовка, методическое
обеспечение, организация агитационных мероприятий;
5) СМИ и наружная
реклама – выпуск газеты или «боевого листка», билборды, растяжки, листовки,
буклеты, прочая наружка и сувенирка;
6) избирательные
комиссии – расходы на оплату труда членов избирательных комиссий, их подготовка
и методическое обеспечение;
7) спецпроекты –
имеются ввиду значительные мероприятия, которые для удобства управления ими
выделяются в отдельный проект (социальные инициативы, атака на оппонента,
концертный тур, организация работы в день голосования и т.п.);
материально-техническое
обеспечение – административные расходы, содержание штабов, транспорта и т. п.;
9) резервный фонд – на
всякий «пожарный». Как правило — около 10% от всего бюджета кампании.
Даже без цифр
список выглядит весьма внушительно. Однако, прежде чем переходить
непосредственно к подсчету, нельзя не обратить внимание на ряд факторов,
имеющих непосредственное влияние на ту сумму, которую придется выложить
кандидату. Условно эти факторы можно разделить на субъективные и объективные. К
субъективным относится сам кандидат и то, что он из себя представляет. Помимо
денег, это и уже упоминавшийся уровень базовой электоральной поддержки, и
рейтинг выдвинувшей кандидата политической силы, и наличие кадровой структуры
(партийной или хозяйственной), и привлекательность кандидата как личности, его
отношения с властью и прочее. К объективным, в первую очередь, относятся: округ
(регион, средний уровень дохода, сельский или городской, экономически развитый
или депрессивный и т.п.) и конкуренты (уровень поддержки, наличие основных
ресурсов, опыт и т.п.). Важным является и то, какие цели ставит перед собой
кандидат, ведь далеко не всегда победа является основной задачей.
Теперь давайте
считать. Для примера возьмем следующие вводные:
Округ – сельский,
центр страны, 160 тыс. избирателей, пять районов, 200 избирательных участков,
средняя зарплата 2500 грн. Кандидат – самовыдвиженец. Цель кампании – победа.
Проектирование
кампании. Цены диктует рынок политконсалинга. Они могут быть очень разными — в
зависимости от спроса, профессионального уровня и наглости специалистов. Берем
по среднему: паспорт округа — $5 тыс., стратегия и тактика — $12 тыс. Итого —
$17 тыс.
Социология.
Работают те же принципы, хотя этот рынок более прозрачный. Опять же, в среднем:
базовая социология округа (опрос, фокус-группы, эксперты) — $15 тыс. Еще не
менее двух опросов в течение кампании — $12 тыс., экзит-пол в день голосования
– около $30 тыс. Итого — $57 тыс.
Штаб и
консультанты. В расчете этой статьи будем исходить из того, что окружной штаб
будет сформирован из приезжих среднего уровня профессионалов, а районные из
местных. Выходит примерно следующее:
Умножаем 82 тыс. на три месяца, получаем $246 тыс.
Агитационная
работа. По одному агитатору на участок — 200 человек. Для определения суммы
вознаграждения используем формулу, предложенную российским мэтром
агитационно-полевой работы Валентином Полуэктовым. За два месяца работы
агитатор должен получить три среднемесячных для данного региона зарплаты. Таким
образом: (2500х3)х200 = 1500000 грн. или $187,5 тыс. Добавляем еще $10 тыс. на
обучение (хотя бы 5 тренингов по $2 тыс.). Округляем, и выходит — $200 тыс.
Избирательные комиссии. Считаем только зарплату членов
комиссий: id=»mce_marker»50 в месяц на 200 членов = $60 тыс. И это только на
своих, без технических кандидатов и перекупки. Плюс, снова-таки, потребуется не
менее id=»mce_marker»0 тыс. на обучение. Итого — $70 тыс.
СМИ и наружная
реклама. Только по основным позициям: билборды — 20шт. х $400 х 3 мес. = $24
тыс.; газета — тираж 70000 х $0.1 х 7 выходов = $49 тыс.; агит-палатки — 40 шт.
х $300 = $12 тыс.; листовки — 10000 шт. х $0.4 х 3 волны расклейки = $12 тыс.
Итого — $97 тыс. А еще прибавьте сюда флажки, ручки, футболки и прочую
«сувенирку». И это все еще без «джинсы» (платного размещения материалов о
кандидате в СМИ под видом новостей).
Спецпроекты. Для
примера возьмем проект «День выборов». Наблюдатели, мобильные группы юристов,
их техническое обеспечение (транспорт, видеокамеры, фонарики и пр.) – не менее
$500 на один участок. Итого — еще $100 тыс.
Итак, суммируя только эти, самые основные расходы, в итоге
получаем — $787 тыс.
Разумеется, нельзя
воспринимать этот пример как некую универсальную калькуляцию избирательной
кампании. Не учитывали мы и так называемых социальных инициатив: ремонт школ и
дорог, раздачу пайков и пр. Не учтен и банальный подкуп. Впрочем, много чего
еще можно было бы добавить в этот «прайс». И, как я упоминал выше, есть
кандидаты, которые без некоторых вещей могут и обойтись. Главное, что данный
пример дает понимание и обоснование основного порядка сумм, необходимых для
участия в выборах. Единственное, что я еще могу добавить, исходя из личного
опыта, что в вопросах финансирования выборы чем-то напоминают квартирный ремонт
– сначала точно все подсчитай, а потом смело умножай на два.
А теперь о главном.
Давайте подумаем, соответствует ли озвученная сумма таким, весьма условным,
критериям, как «разумность» или «нормальность»? На мой взгляд, не соответствует
совершенно. Простой вопрос: кто может позволить себе потратить такие деньги?
Ответ очевиден – крупный бизнес или коррумпированные чиновники. И не потратить,
заметьте, а инвестировать. Именно они взвинтили цену мандата до таких
заоблачных высот. Весьма вероятно, что будут поднимать и дальше. Для них — это
и защита, и способ дальнейшего обогащения. Ведь если они готовы с такой
легкостью вкладывать такие деньги, то можно только предположить, какие суммы
они планируют вернуть. Даже поверхностный анализ главных фаворитов
«мажоритарки» с легкостью докажет мою правоту.
В чем же причина
столь печальной ситуации? На самом деле ответ найти совсем не сложно. Он
буквально лежит на поверхности. Достаточно просто еще раз внимательно
просмотреть бюджет кампании, и мы увидим, что более 60% расходов — это зарплата
сотрудников штаба, агитаторов, наблюдателей, членов комиссий и т.д. А теперь
представьте, что все эти люди — волонтеры! Не можете представить? Я тоже, если
честно. Но именно такая ситуация является нормальной для большинства
цивилизованных стран. Может быть, это и является одной из причин иного качества
людей во власти развитых государств? Впрочем, это лирика. Что касается Украины,
можно смело утверждать – политическое волонтерство мертво. Даже год смерти
известен – 2005-й. Именно тогда со вброса огромных средств в предвыборную
кампанию и началась политическая деградация, которая продолжается и сегодня.
Начинали с платных митингов, а закончили платным голосованием, если вы
понимаете, о чем я. Сегодня люди с одной стороны настолько развращены
возможностью легкого заработка, а с другой — настолько не верят в искренность
любого идущего в политику, что даже члены партии ради своего кандидата
бесплатно и пальцем не пошевелят.
Источник: http://www.ua-pravda.com/i-smeh-i-greh/skolko-stoit-stat-deputatom-v-ukraine.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий