Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 1 февраля 2013 г.

О любимой рифме к слову «кино»


В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта
установлен памятный знак. Надпись на гранитном параллелепипеде
гласит: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную
эмиграцию выдающиеся деятели отечественной
философии, культуры и науки» (Википедия)
Полагаю, многие из уважаемых читателей слышали о так называемом «философском пароходе». На нём 90 лет назад уезжала из нашей страны «Россия, которую мы потеряли». Однако мало кто знает, что ту же самую Россию мы потеряли ещё раз — уже на стыке конца восьмидесятых и начала девяностых годов минувшего столетия. Тогда «философский пароход» уезжал чуть ли не из каждого советского человека. Из некоторых он уехал навсегда.

Автор этих строк — фанат синематографа, но в силу хронической нехватки времени вынужден смотреть фильмы на компьютере, причём урывками: десять минут в понедельник, полчаса — в четверг. Так, глядишь, пару фильмов за месяц и получается просмотреть. Смотрю, как правило, в онлайне, на одном из популярнейших украинских сайтов. Там собраны десятки тысяч фильмов, в общем, есть, из чего выбрать. И вот как-то раз, листая страницу с вновь добавленными фильмами, обнаружил картину, которая привлекла меня своим названием: «Похороны Сталина». Год выпуска — 1990. А вот и описание: «1953 год. Москва прощается с вождем. В похоронной толчее Женя знакомится с Элей. За долгие часы, проведенные в траурной процессии, они успели многое узнать друг о друге… Но Эля нелепо погибает. Так у Жени начинается другая, взрослая жизнь…».
Смотреть не стал. А вот что захотелось посмотреть, так это список отечественных фильмов, выпущенных за год до того, как наша страна временно перестала существовать. Оказалось, что 1990 год был богат на такого рода шедевры. Далее — названия фильмов и описания к ним.
«Повесть непогашенной Луны». Фильм посвящается памяти расстрелянного писателя Бориса Пильняка. В его повести рассказывается о наркоме обороны (Стеклов), который по приказу Сталина был зарезан на операционном столе под предлогом несуществующей язвы желудка. Многим известно предположение о том, что именно так закончил свою жизнь Фрунзе. Проскурин в роли Сталина. Сценарий Витаутаса Жалакявичуса по одноименной повести Б. Пильняка.
«Палач». Очаровательная журналистка попадает в компанию четырех "добропорядочных" мужчин, которые ее...  насилуют. Желание отомстить за надругательство толкает героиню обратиться к главарю местной мафии. "Сделать им плохо, но не убивать" - таков ее заказ. Однако, для обыкновенного человека естественнее простить, нежели мстить. Но поздно, слишком поздно она это понимает...
«По прозвищу «Зверь». По детективному роману Виктора Доценко. Савелий Говорков возвращается из Афганистана. Молодому парню приходится вступить в неравный бой с мафией. Однако криминальные авторитеты не прощают тех, кто встает у них на пути. Говоркова подставляют, и он оказывается за решеткой. Теперь цель его жизни — отомстить...
«Дрянь». Вернувшись домой после долгого отсутствия, Валентин находит свою сестру Алису законченной наркоманкой. Первоначальная растерянность сменяется гневом,но милиция не намерена принимать меры, поэтому Валентин вместе со своим боевым другом по Афгану решает сам отомстить тем, кто загубил жизнь его единственного родного человека...
«Фуфло». У героя картины есть внешность, способности, ум, но разменял он все по женщинам, принося им по-большей части горе, обманывая их и вытягивая из тех, что постарше и побогаче, все что можно. Но вот раскусили его, и выгнали балетмейстером в провинцию, где он буквально загибался. Там возникла закономерная, но противоестественная одновременно дружба-вражда с наркоманом по кличке Бурый. Отношения эти довели Фуфло, как прозвал его Бурый, до убийства…
«Ночь длинных ножей». В Москве готовится государственный переворот. Внезапно вспыхнувший любовный роман между киллером и проституткой срывает планы заговорщиков... В фильме использованы песни Юрия Шевчука ("ДДТ").
Без музыканта Юры и здесь не обошлось. А вот что нам предлагали смотреть в злополучном 1991 году:
«Чекист». Действие происходит в страшные времена «красного террора», когда без суда и следствия были уничтожены миллионы людей. Кто приводил в действие адскую машину смерти? Психологический портрет революционного палача — в центре фильма.
«Кислородный голод». В обычной советской воинской части "деды", зачитав приказ о дембеле, решили поизмываться над молодыми. Фильм достаточно жесткий и одновременно правдоподобный.
«Путана». Несколько дней из жизни работниц древнейшей профессии... Этот фильм - первая попытка после приукрашенной "Интердевочки" и перед ожесточённой "Точкой", показать реальность профессии.
«Вербовщик». В начале 70-х годов во время войны на Ближнем Востоке самолет советского военного летчика Олега Зорова был сбит. Офицер остался жив, но в бессознательном состоянии попал в плен. После выздоровления американцы предоставили ему политическое убежище. Двадцать лет Зоров, ставший Алексом Фредом Келли, работал на ЦРУ. И вот теперь, спустя годы, он возвращается на родину, где у него осталась родная сестра и любимая женщина...
«Арифметика убийства». В обшарпанной и кишащей крысами питерской коммуналке совершенно преступление — убит Матвей Иванович Брюханов, дебошир, пьяница и развратник. Дело поручают следователю Петру Прокофьевичу Коневу.
Хорошая подборка, не правда ли? А ведь это ещё при Союзе, при «всемогущей цензуре», при власти «кровожадных коммунистов», когда людей, в том числе режиссёров и сценаристов, «расстреливали миллионами без суда и следствия». Это времена «зловещего КГБ», в подвалах которого «умерли под пытками ни в чём не повинные светочи отечественной культуры».
Одно из двух: либо КГБ в то время работал спустя рукава, либо нас всех тогда жестоко обманули.
Опытным читателям «Однако», полагаю, нет нужды объяснять, насколько важным из всех искусств для нас является то самое кино. И если в один прекрасный день на телеэкранах вместо «Кубанских казаков» и «Брильянтовой руки» начинают показывать «Дрянь» и «Фуфло» - на стране можно ставить крест.
Но с тех пор прошло два десятка лет. Что-то изменилось? Да нет, всё те же «штрафбаты» и «сволочи», всё те же «цитадели» и «белые тигры».
Пора начинать культурное сопротивление. Давайте думать, как.
19 ноября 2012  
Константин Долгов
Политтехнолог, руководитель PR-агентства "Афина". Главный редактор интернет-издания "Глагол". Персональный блог - http://www.facebook.com/konstantin.dolgoff

Комментариев нет:

Отправить комментарий