Иван Гооге
Все мы в 90-е смотрели шикарное кино с железным Арнольдом Шварценеггером. Для тех же, кто по каким-либо
причинам не успел посмотреть фильм «Бегущий человек» или подзабыл его, я попробую вкраце описать суть сюжета.
Действие фильма происходит в США в 2017 году. После разрушительного землетрясения и последовавшего
экономического кризиса к власти в США приходит тоталитарное правительство. Демократические институты оказываются разрушенными,
введены цензура и комендантский час. Нестабильность вызвала и ожесточение нравов: наиболее популярными телепрограммами
стали жестокие и кровавые телешоу, подчас заканчивающиеся трагически. Участниками одного из таких шоу — «Бегущий человек»
— становятся заключённые тюрем, которые имеют шанс пройти суровые испытания и получить свободу, либо умереть на глазах телезрителей
от рук преследователей-сталкеров.
В титрах написано, что данный фильм был снят «по мотивам» одноимённого романа малоизвестного
американского писателя Ричарда Бахмана – он же широко известный американский писатель Стивен Кинг. Однако фильм был снят
ну очень «по мотивам» – в исходном произведении не было ни «тоталитарного правительства», ни «комендантского
часа», ни «уничтожения прав и свобод», ни множества «заключённых», ни «ложных обвинений».
В исходном романе описывается общество полной, всеобъемлющей и абсолютной свободы, где никто никого ни к чему не принуждает. Никто не принуждает эффективных и успешных собственников заводов
ни к обеспечению безопасности труда рабочих, ни к утилизации выбрасываемых в атмосферу отходов. Одновременно никто не принуждает
людей ни работать в таких тяжёлых и опасных условиях за гроши под угрозой немедленного увольнения за малейшее возражение,
ни покупать дорогие носовые фильтры для очистки вдыхаемого воздуха, изготовленные по запатентованной технологии. Государство
только защищает частную собственность и пресекает подпольное производство «пиратских» фильтров (то есть защищает
интеллектуальную собственность владельцев патента).
И даже все участники разнообразных телешоу – безработные, которыми переполнены трущобы «свободного
общества», и прочие «нищеброды» – умирают участвуют в игре совершенно добровольно, по обоюдному согласию и при полном невмешательстве государства
в экономические отношения между частными собственниками. Что касается главного героя, то он не попадает в тюрьму по ложному
обвинению, а просто продаёт себя корпорации ради денег на лечение своей единственной дочери от смертельно опасной болезни.
Позволю себе предположить, что именно такая «ультраправая свобода» ожидает нас в ближайшем
будущем после дискредитации заведомо абсурдным «евросоциализмом» всех «левых» идей.
Вы можете подумать, что я выступаю против свободы? Вовсе нет, я – за свободу. Вопрос только в
том, о какой свободе идёт речь.
Мне трудно представить себе, какая может быть «личная свобода»
у безработного, который ходит голодным и не находит применения своего труда. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена
эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра
может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода. (И.В.Сталин)
Однако либералы в массе своей говорят о совершенно другой свободе – свободе экономических
отношений, то есть праве заключать сделки и делать ставки (с любым объектом сделки/ставки и на самых разных условиях), а также
распоряжаться своей частной собственностью любыми другими способами.
Разумеется, такая свобода сама по себе – тоже не плохая вещь, но только в условиях стабильно
развивающейся экономической системы. А если капиталистическая экономика в очередной раз скатилась в бездну системного кризиса
и начинается сокращение производства – разорение множества мелких предпринимателей и увольнение множества наёмных рабочих,
то экономическая свобода принимает на редкость жуткий облик. Вот как в своё время описывал «экономическую свободу» 1930-х годов известный американский писатель Джон Стейнбек.
Когда где-нибудь находилась работа на одного, за нее дрались десятеро – дрались тем, что сбивали плату за труд.
Если он будет работать за тридцать центов, я соглашусь на двадцать пять.
Если он пойдет на двадцать пять, я соглашусь на двадцать.
Нет, возьмите меня, я голодный. Я буду работать за пятнадцать. Я буду работать за прокорм. Ребята…
Вы бы посмотрели на них. Все в чирьях, бегать не могут. Дашь им фрукты – падалицу, – у них вздувает животы. Меня. Я буду работать за маленький кусок мяса.
И не за горами то время, когда у нас опять будут рабы.
Однако либералы ни Стейнбека, ни Маркса читать не любят. Они считают, что все проблемы в экономике
возникают исключительно из-за государственного вмешательства в экономику и в ответ на подобные рассуждения требуют ещё
больше и больше свободы. Экономической свободы, то есть права заключения сделок. И в их рассуждениях можно выявить определённую
логику.
Как я уже писал, тупик «классического» капитализма заключается в том, что по мере естественного укрупнения капиталов
в замкнутой системе у капиталистов появляется много «лишних» денег на счетах, которые они никогда не смогут потратить,
и множество «лишних» товаров на складах, которые они никогда не смогут использовать. А в среде пролетариев появляется
множество «лишних» людей, которые нигде не могут найти никакой работы. В этой ситуации логика «левого уклона»
капитализма требует передать все «лишние» деньги капиталистов «лишним» пролетариям, дабы те смогли скупить и
использовать все «лишние» товары. Сторонники же «правого уклона» рассуждают о том, что передавать деньги за просто
так нельзя – что «лишние» пролетарии для получения «лишних» денег на приобретение «лишних» товаров должны
что-нибудь передать взамен.
Однако что может продать человек, не имеющий возможности продавать свой труд? Только «своё
собственное» тело, а для этого сперва надо продать свою душу.
Всё есть товар, который можно продать другим людям, и всё есть капитал – средство получения
прибыли. Наглядный пример «капитализации своего собственного тела» — проституция, в том числе закамуфлированная под
долговременные отношения по расчёту. Очень красивые женщины «распоряжаются своим телом с наибольшей выгодой», используя
его для удовлетворения определённых потребностей очень богатых мужчин, не очень красивые — не очень богатых. И не важно за
что они продают себя – за пирожное с чёрной икрой или же за кусок хлеба, как Соня Мармеладова – главное, чтобы «добровольно». Даже если продающий себя человек на момент заключения сделки испытывал
острую необходимость в получении чего-то жизненно важного – от дозы героина до дозы инсулина – и отказ от предложенных условий
означал бы неминуемую смертью человека или кого-либо из близких ему людей, такая сделка всё равно будет считаться «добровольной».
Кстати, интересное совпадение – те люди, которые радеют за легализацию проституции и педофилии, одновременно хотят
запретить остатки систем бесплатного образования и здравоохранения, а также любые пособия, пенсии и льготы.
Как написал на сайте Александр Гончаров, большинству людей в грядущем капиталистическом
будущем уготована участь прислуги, удовлетворяющей различные прихоти немногочисленных господ. Ну а далее, по логике крайне
правого либерализма, нужно освободить людей от любых социальных связей, мешающих созданию необходимых экономических отношений.
Если внутренние морально-нравственные принципы мешают человеку продавать себя для удовлетворения
чужих потребностей, значит, нужно «освободить» будущую прислугу от этих моральных принципов и всего, что может сформировать
подобные принципы. Если общественное мнение осуждает подобные потребности, значит, нужно «освободить» будущих господ
от мнения общества и разрушить все общественные институты, способные дать морально-нравственное обоснование такому осуждению.
Если государственные законы запрещают подобные «экономические отношения», значит, нужно добиться их легализации.
Ведь чем дальше зайдёт процесс укрупнения капитала, чем меньше будет оставаться капиталистов
и чем больше будут получаемые ими прибыли, тем сложнее им будет потратить эту прибыль. Для поддержания круговорота денег
в капиталистической экономике людям придётся придумывать для обладателей больших денег всё новые и новые потребности, одна
изощрённее и извращённее другой.
«Нужно куда-нибудь спустить гнев или плохое настроение? Профессиональный мальчик для битья
беспрекословно стерпит все ваши оскорбления и побои».
«Наскучили классические половые контакты? Ну да, прошлый век, скукотища... Сейчас в тренде
различные формы садизма вплоть до убийства с расчленением».
Можно уподобиться Нерону и ставить на сцене амфитеатра представления с натуральной смертью
актёров, подписавших соответствующий договор, а можно просто смотреть такие спектакли и фильмы.
Можно отгрохать себе новый Колизей и заполнить его новыми гладиаторами, разумеется, подписавшими
договор, допускающий нанесение им на арене любых травм вплоть до смертельных. А любители пощекотать себе нервы даже смогут
лично выйти на арену, как в квазиисторическом фильме «Гладиатор».
Можно принять участи в охоте на человека, как в фильме «Трудная мишень» от 1993 года с той разницей, что наличие договора между дичью и охотником избавит последнего от необходимости
заметать следы, подкупать следователей и преследовать свидетелей.
Можно пить человеческую кровь, ведь быть вампиром – это так гламурно и возвышенно. Или даже
можно съесть чью-нибудь печень с бобами и хорошим кьянти, подобно всем известному очень умному и очень воспитанному
профессору, который настолько увлёкся «наукой об улучшении человеческой породы», что в буквальном смысле сделал окружающих
его «существ низшего порядка» «ещё одним звеном пищевой цепочки».
В «по-настоящему свободном» обществе будет возможно всё. Нужно только найти тех, кто очень
сильно нуждается в деньгах, или раскрутить любителей лёгких денег на участие в азартной игре, где проигравший обязуется исполнить
требуемое.
Даже можно будет составить такой договор, по которому Исполнитель принимает на себя бессрочные
обязанности выполнять любые пожелания Заказчика, а Заказчик получает бессрочные права на любые действия в отношении Исполнителя,
а также право передать этот договор третьим лицам. Интуиция подсказывает, что в таком договоре правильнее будет использовать
термины «Раб» и «Рабовладелец».
Не нравится такая «свобода», похожая на ночной кошмар Стивена Кинга? А другой при дальнейшем
развитии данной экономической модели общества не будет. «Классический» капитализм зашёл в свой тупик, а «левый уклон»
капитализма ведёт в другой тупик. Так что будет «правый уклон» неолиберализма и третий тупик.
А путь к другой свободе – к нормальной человеческой свободе – требует другой экономической
системы, которая называется «социализм».
http://www.odnako.org/blogs/show_25350/
Комментариев нет:
Отправить комментарий