«Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша
в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья. Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется…».Аркадий Гайдар.
Мальчиш-Плохиш в представлении не нуждается - это классический типаж предателя, восходящий
к Иуде. Предатель не по идейным соображениям, а именно из корысти. Тридцать сребреников или, там, бочка варенья / корзина печенья
- не суть важно. Просто за материальные ценности. За пожрать. В конце 1980-х большинство ярых перестройщиков орали лозунги не
из желания быть свободными, а...из зависти к элитным распределителям и ненависти к мальчикам-мажорам. Тут нет правых - виноваты
все. Одни превратили кормило - в кормушку, а другие просто сошли с ума от зависти и чисто классовой неприязни. Мальчиш-Плохиш
- вечен. Кстати, Гайдар сразу показывает нам на него - персонаж носит так называемое «говорящее» имя. Этот мальчиш изначально
Плохиш, хотя и делает вид, что бежит вместе со всеми. Плохишизм - это жизнь в категориях выгодно/невыгодно, которые для комильфотности обозначены в его речи, как разумно-неразумно,
адекватно-неадекватно.
Плохиш очень любит эти слова - разумность и адекватность. Потому что ими можно оправдать любое
предательство и любую подлость. Ему так кажется. И что характерно, находятся поддакивающие. Главное - это умная адекватность,
а не пустой героизм. Любимый вопрос Плохиша: «Простите, а смысл?». Плохиш крайне корректен и умеет вставить в свою гуманитарно-богатую речь словеса, свойственные интеллигентным
особям. Плохиш считает себя интеллигентным и - разумным. Не трусом и не подонком. И даже не честным любителем варенья и печенья.
А именно - носителем разума. Но, что ещё характерно - уникальным. В пьесе Виктора Розова «Вечно живые» есть один примечательный
персонаж - пианист Марк. Считая себя неповторимым, он всеми правдами и неправдами откупается бронью от фронта. Все воюют, а
адекватный Марк Плохиш пасёт и пестует свою высоколобую уникальность. Его рефрен: какой смысл, если я погибну и при этом погибнет моё Высокое
Искусство? Для Плохиша важен именно смысл, его смысл. Плохишизм обострился в 1990-х, когда Зою Космодемьянскую стали называть шизофреничкой, а героев Молодой
Гвардии - хулиганами.
Коллективный Плохиш, отхлебнув из чана с Кока-Колой, затолкав в хлебало очередную сникесню
и с трудом натянув на ожирелый живот модные джинсы (из провинциального секонд-хенда), принялся кроить историю со своих разумно-уникальных
позиций. Таким образом, девочка Зоя перешла в разряд неадекватных, а Люба Шевцова, Олег Кошевой и Ульяна Громова перекочевали
в категорию неразумных. Плохишизм всегда понятно подан - он же апеллирует к основным инстинктам, то есть к жратве и к самосохранению.
Сдался фрицам - получил булочку, не сдался фрицам - получил пулю в лоб. Что лучше - пуля или булочка? Пару лет назад в одной компании
я завела разговор о французских модельерах, которые продолжали работать в своих Домах под оккупацией. Они создавали коллекции,
доставали (иной раз с помощью высоких немецких покровителей) ткани и фурнитуру для своих моделей, они, как пианист Марк, говорили,
что главное - это искусство. То есть, сохранить Синдикат Высокой Моды. Зачем же бросаться с вилами на оккупантов?! (После войны
далеко не всем из них удалось соврать, что ателье служили прикрытием для Сопротивления. Те, которые служили, тех хорошо знали).
...И что интересно, в компании нашёлся один Плохиш-гуманитарий, который с умным и очкастым видом
принялся говорить о разумности этого шага. Какой смысл, если закройщик начнёт постреливать из-за угла в эсэсовцев? Надо быть
умнее и адекватнее! Решение должно быть взвешенным и обслуживать не матросовщину с гастелловщиной, а разумное выживание.
В процессе своей тирады, Плохиш уписывал салатики, интеллигентно орудуя вилкой. Потом он честно сказал, что немецкая оккупация,
в отличие от советской, была щадящей и...угадайте - какой? Правильно - адекватной. И вообще, Третий Рейх был устроен...как? Правильно
- гораздо более разумно. «Вы читали Резуна-Суворова? Вот! Сталинский Совок (это ужасное подобие восточных
деспотий) сам хотел напасть, тогда как цивилизованные супер-адекваты просто были вынуждены защищаться». Единственное, что ему очень не нравилось в арийском царстве разума, так это...сам нацизм. «А так - там же даже бордели были и реклама, что явно говорит нам об адекватности режима!». Замечу, что Плохишу после печенья с вареньем всегда интересны именно бордели с рекламой - именно они кажутся
ему неоспоримыми признаками цивилизованности. Ради рекламы можно и Родиной торгануть. Для него подвиг - это дикарство, а предательство - норма выживания, которое он считает, собственно, жизнью.
В современном обществе плохишизм уже не считается приличным - люди en masse поняли, что к чему.
Плохиша тогда заткнули, как затыкают подобных людей почти всегда и почти везде. Но в начале мая у сетевых Плохишей всегда
случается обострение - они массово ломятся в сообщества и блоги, где речь заходит о Победе. Они устраивают своё бесконечное
нытьё о тысячемильёнов изнасилованных немок и о кровавом Сталине, который
кинул в горнило войны своих верных подданных. Они принимаются зудеть о том, что 99 процентов населения встречали немцев с хлебом-солью.
Они доказывают, что если бы не заград-отряды, то хомо-советикусы побежали бы в сторону баварского пива и рекламы с борделями.
Но плохишизм многолик - иной раз он скрывается под маской подлинного демократа, цивилизованного человека, умного-разумного
Адеквата Адекватыча, который борется с Полиграфом Полиграфычем. Плохишу всегда мало свободы, мало варенья и мало рекламы.
Плохишу невозможно доказать, что гадить на СССР - это гадить на собственную бабушку. Плохиш не понимает, почему в храме нельзя
танцевать похабные танцы. Плохишам невдомёк, что есть нечто, не умещающееся в кармашке или в сейфе. Или на столе. Душа, долг,
честь... Потому что Плохишу это не нужно - он взял бы деньгами или печеньками.
http://zina-korzina.livejournal.com/690442.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий