Маркс-гений. А гений - это тот человек, которому "жить или умереть- неважно, главное мысль
разрешить". Поэтому он бесконечно пересматривал свои теории. Например, то же соотношение производительных сил(базиса)
и производственных отношений(надстройки). Его слова о том, что нации отомрут, принадлежат своему времени. Он не застал ни Первой
мировой войны, ни тем более Второй. Он не мог себе представить, что появится телевидение и интернет. И самое главное, чего он
не мог знать, что прогресс в гуманитарной среде достигнет такой вершины, когда появятся средства производства человека!
Догматизация Маркса в СССР носила очень двусмысленный характер. Можно сказать, что это была борьба внутренних элитных партий, не желавших длить историческое бытие СССР, против подлинного Маркса, Маркса как ревнителя Истории. Борьба с накаленной коммунистичностью Маркса при помощи науки. Исторический материализм и диалектический материализм был сознательным упрощением Маркса. Маркс не сводил Историю к нескольким законам. Маркс не сводил историю только к борьбе классов. Маркс понимал, что История амбивалентна. И что победа коммунизма не предопределена.
Догматизация Маркса в СССР носила очень двусмысленный характер. Можно сказать, что это была борьба внутренних элитных партий, не желавших длить историческое бытие СССР, против подлинного Маркса, Маркса как ревнителя Истории. Борьба с накаленной коммунистичностью Маркса при помощи науки. Исторический материализм и диалектический материализм был сознательным упрощением Маркса. Маркс не сводил Историю к нескольким законам. Маркс не сводил историю только к борьбе классов. Маркс понимал, что История амбивалентна. И что победа коммунизма не предопределена.
После смерти Маркса, его идеи были пересмотрены такими людьми, как Каутский и Бернштейн. Но если с идеями Бернштейна, утверждавшего, что история ведет к уменьшению пропасти между капиталистами и пролетариями(это станет основой еврокоммунизма), нельзя согласиться, то идеи Каутского об ультраимпериализме и объединение мирового капитала для наращивания уже тотальной эксплуатации несут в себе рациональное зерно. Позже эти идеи были переработаны Лениным в его работе "Империализм как высшая стадия капитализма". Но 2 мировых войны показали правоту Каутского. В этом план также интересна фраза Маркса: "Обеспечьте капиталу 10 процентов прибыли и он согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы".
Но если объединение капиталистов ради общей цели наращивания капитала и эксплуатации реально, то возможно ли объединение мирового пролетариата для борьбы против капитала? И какого должно быть качество этого союза/объединения? Вопрос этот безусловно волновал Маркса и его последователей. И он безусловно важен для осуществления синтеза коммунистического и национального. Маркс ответил на этот вопрос в "Манифесте коммунистической партии". " Далее, коммунистов упрекают, будто они хотят отменить отечество, национальность. Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса , конституироваться как нация, он сам пока еще национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия. Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни. Господство пролетариата еще более ускорит их исчезновение. Соединение усилий, по крайней мере цивилизованных стран, есть одно из первых условий освобождения пролетариата".Маркс говорит о том, что этот союз возможен. Но он говорит об ином понимании "национальности". Да, он по сути предсказал глобализацию. Но он сомневается, колеблется, он говорит, что только после того, как пролетариат возьмет власть в руки, можно будет ответить на вопрос о союзе окончательно. Ведь он не знал и не мог знать как это будет осуществлено на практике. Из цитаты видны его сомнения по этому поводу.
Ответ на этот вопрос нашел Сталин. Именно он является создателем Советского государства как братства народов. Да, эксплуатация в СССР исчезла! Но народы не исчезли! Их наоборот начали активно развивать. Развивались национальные языки, культуры. Наблюдался колоссальный культурный рост советских республик. Национальный вопрос был решен, его решение оказалось синтезом марксизма(коммунизма) и необычайно загадочной русскости, альтернативного западничества (марксизма) и глубоких верований русского народа в идеи соборности, в построение Царства божьего на земле, в симфонизм, в софийность. Ведь в других странах этот вопрос не был решен.
И здесь мы выходим на тему этой загадки России и русскости. Вопрос, безумно важный для всего человечества. В чем состоит эта загадка? Как был осуществлен стык этих двух альтернативных проектов? В этих вопросах нам предстоит еще долго и упорно разбираться. Надо только признать, что от ответов на этот вопрос и от решения проблемы синтеза коммунистического и национального зависит будущее не только России, но и всего мира.
P.S. Советую ознакомиться с размышления Юрия Вульфовича Бялого в газете "Суть времени". Он провел достаточно крупное исследование данной темы в статьях с №30 по №33.
http://so-l.ru/news/show/11616344
Комментариев нет:
Отправить комментарий