Сегодня часто можно услышать, что России не хватает идеологии, что наша конституция запрещает
вводить идеологию на государственном уровне, что идеологию нельзя придумать и что она должна быть выстрадана народом всей
своей исторической судьбой. Все это верно. Однако что такое идеология понимают не все. Проще всего определить идеологию как
набор идей, концептов, позволяющих человеку ориентироваться в мире, в социуме. Тем не менее часто можно увидеть, что идеологией
могут называться, например, правила поведения в какой-либо организации, или какая-нибудь субкультура типа хиппи. С концептуальной
точки зрения это неправильно, поскольку в наш век, когда глобализация фактически завершена, идеологией могут быть только
те идеи, которые обращались бы ко всему миру, то есть были бы интернациональными, интерконфессиональными и глобальными.
В 8 выпуске передачи «Суть времени», С.Е. Кургинян говорит об идеологии. Приведу развернутую цитату.
В 8 выпуске передачи «Суть времени», С.Е. Кургинян говорит об идеологии. Приведу развернутую цитату.
Идеология не может быть привязана к территории, потому что территория материальна. Сколько ей ни придавай особого смысла, сколько её ни сакрализуй, она всё равно материальна.
Идеология не может быть связана с природными циклами, потому что человек — существо в существенной степени внеприродное. Идеология может быть связана только с тем, что отделяет человека от природы живой и неживой, — с духом, со смыслом, с идеалом, с социально-культурными большими проектами.
Проект «Модерн» — это идеология, потому что он адресует к социально-культурным основаниям жизни. А какое-нибудь «евразийство» — это не идеология, потому что она адресует к территории, на которой складываются какие-нибудь уклады. Фашизм — это идеология. Отвратительная, абсолютно разрушительная для России. Тогда Россия должна покаяться в другом — что она победила «замечательную» фашистскую идеологию в 1945-м году. Она ж не хочет в этом каяться. Вся не хочет. Тогда о чём мы говорим? Но фашизм — это идеология. А национализм — не идеология. Ну, не идеология и всё! Потому что непонятно, о чём идёт речь. Давайте вот с этим разберёмся в соответствии с этим же проектом «Модерн».Данная цитата дает достаточно четкое разграничение, что является идеологией, а что — нет. Однако добавляет в данную проблематику такой фактор как проект «Модерн». Попробуем разобраться, что же такое «Модерн» и является ли он идеологией. С одной стороны, если впомнить Макса Вебера и его «Протестантскую этику и дух капитализма», Модерн и правда основан на идеальном и вполне себе может быть идеологией. А с другой стороны, существуют еще такие концепты как «Премодерн» и «Постмодерн». И вот тут уже начинаются проблемы, поскольку, если Постмодерн можно с очень большой натяжкой отнести к идеологии, хотя в самых основных постулатах «Постмодерна» эта идеология отрицается, то уж «Премодерн» к идеологии отнести точно никак нельзя.
Тем не менее можно попробовать нащупать то, что в «Премодерне» выполняло функцию идеологии. Можно совершенно однозначно сказать, что функции идеологии в «Премодерне» выполняли религии или различные культы и традиции. Кроме того, если функция идеологии для конкретного человека — социализация, то «Премодернистический» аналог обладает культурообразующим и утешенческим потенциалом. В этом было преимущество «Премодерна» перед «Модерном». Слабость же его заключалась в локальности отдельно взятой религии или традиции. В сущности, для христианина не существует кого-то помимо других христиан, есть только христиане и неверные. То же самое справедливо и для остальных религий и традиций.
Однако существует огромное количество различных культов, традиций, религий, в них существуют различные направления и ответвления. Но все-таки все эти религии и традиции можно объединить одним словом «Премодерн». Таким образом, «Премодерн» является не идеологией, а своего рода мировоззрением, так называемой мифологической или религиозной картиной мира или, если угодно, парадигмой. В этом смысле отличие идеологии от парадигмы заключается в сложности. Лишь мыслители и философы понимают, что они мыслят и действуют в определенной парадигме, в то время как не философы руководствуются в своей жизни конкретной традицией или религией.
При переходе к «Модерну» осуществляется переход не от одной религии к другой, а меняется все мировоззрение. Оно меняется от мифологического к религиозному и от религиозного к научному. А дальше создается идеология, которая в дальнейшем внедряется в общественное сознание. В Модерне таких идеологий по большому счету три, это Фашизм, Либерализм и Коммунизм. Остается понять, как можно совместить эти размышления и то, что С.Е. Кургинян называет проект «Модерн» идеологией.
Дело в том, что в 15-16 веках религиозное мировоззрение находится в кризисе. Было совершено кругосветное плавание, принята гелиоцентрическая картина мира и многое другое. И человечество замерло в ожидании, каким же образом оно дальше будет развиваться. И тогда был, по сути, предложен проект «Модерн». Впрочем, предложен он был неявно. Декарт сформировал концепцию субъекта, Ньютон — объекта, Локк и Гоббс — государства и человека, была предложена и идеология — либерализм. И в целом, до Маркса, «Модерн» укладывался в либерализм, или точнее либерализм являлся и является ортодоксией «Модерна».
Однако появляются и такие мыслители, которых модерн не устраивает. Одних по причине того, что в нем человек отчуждается от своей человечности, других в силу того, что они теряют свою власть и право эксплуатировать человечество. Так и появляются коммунизм как попытка преодолеть отчуждение и эксплуатацию и фашизм — желание отменить гуманизм и развитие и вернуться к кастовому обществу, без права у обычного человека на жизнь и бытие. В этом смысле Коммунизм и Фашизм отличаются от «Модерна» как проекта, но в целом они остаются в «Модерне» как парадигме.
Для большей наглядности можно привести табличку
> |
Премодерн
(парадигма) |
|
Мифы, Культы
Поклонение зеленому попугаю |
Традиции
Конфуцианство, Даосизм, Буддизм, Ведантизм |
Религии
Иудаизм, Ислам, Христианство |
Модерн
(парадигма) |
||
Фашизм – возврат к премодерну
|
Модерн (проект) - либерализм
|
Коммунизм – прорыв из модерна к человеческой сущности
|
Таким образом, получается, что идеология – это как бы производная от мировоззрения или парадигмы. И если человечеству нужна цель, то коммунизм обладает потенциалом, чтобы стать ею.
Роман Голоушкин
«Суть времени» в Красноярске
http://eot-krsk.livejournal.com/4901.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий