(финальная часть доклада)
...Резюмируя, хочу подчеркнуть, что именно чувственный хилиазм содержит
в себе тот мощный заряд идеи человеческого прогресса, который в очень высокой степени определил развитие мира авраамических
религий.
Иногда он выводил на второй план пафос человеческого активизма,
концентрируясь на фатализме божественной предопределенности царства земного (что, возможно, произошло в Исламе).
Иногда он делал акцент на царстве земном и снижал значимость
его небесной, идеальной составляющей. Это, на мой взгляд, произошло в большинстве христианских стран и, как мне представляется,
в высокой степени затронуло как идейный мир капитализма, так и идейный мир социализма.
Но именно хилиастическое родство позволило этим двум мирам,
социалистическому и капиталистическому, безошибочно распознать фашизм как новую ипостась общего древнейшего метафизического
и онтологического врага – гностицизма. И вместе вступить с ним в бой, и вместе победить.
В связи с этим хочу сделать еще одно методологическое замечание.
Хилиазм, как сложное историческое и метафизическое переплетение
весьма разных концепций, содержит, наряду с общим стремлением к устроению всеобщего благого порядка и мира, и многое другое.
В том числе, особенно резкий в некоторых хилиастических конструкциях пафос разрушения старого – неблагого, неправедного,
– порядка.
Этот хилиастический пафос разрушения старого порядка во имя
нового и благого порядка – многие не слишком искушенные люди, в том числе из религиозной среды, иногда воспринимают как «такой
же самый», как пафос тотального разрушения Творения, свойственный радикальным гностикам. И на этом основании сходства
средств – пытаются отождествлять хилиазм и гностицизм.
Здесь налицо либо невежественная, либо сознательная «склейка»
совершенно разных явлений. Кстати, очень похожая на вполне сознательную «склейку» советского коммунизма с фашизмом
под общим клеймом «проклятого тоталитаризма» такими «либеральными» идеологами, как Ханна Арендт, Карл Поппер
и их последователи.
Склейку в обоих случаях производят на том основании, что для
достижения целей используются похожие средства. Однако при этом упускают из виду (а точнее, умалчивают), что и цели, и результаты
достижения целей – прямо противоположны.
И потому я, указывая на данный конкретный пример с хилиазмом
и гностицизмом, призываю всех здесь находящихся, кто только приступает к исследованию и пониманию сложнейших явлений и процессов
мировой метафизической и политической истории, в своем анализе этих явлений различать цели, средства и исторические результаты,
и не пытаться давать оценки лишь на основании поверхностного сходства или различия.
Благодарю за внимание.
Юрий БЯЛЫЙ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий