В этой статье мы разберем двуначальное представление о человеке и рассмотрим связь каждого
начала с естественными, творческими и страстными потребностями. Духовную и вечную природу человека мы будем рассматривать
как Высшее Я, индивидуальность или сущность, материальную и временную природу человека как Низшее Я, персональность или самость.
Сразу внесем поправку, что деление на духовность и материальность в этой статье является средством рассудочного познания
«добра и зла», или двойственности. Признавая духоматериальное единство Вселенной, мы будем рассматривать материю как сгустившийся,
кристаллизованный дух высокой плотности, а дух как утонченную материю высокой вибрации. Идеалисты могут назвать духоматериальность
духом, а материалисты – материей, но как «дух», так и «материя» по сути своей духоматериальны.
Самость есть не что иное, как деятельное сознание Высшего Я, его орудие, проявленное во времени и пространстве. Все временные мысли, желания и вещественное тело называют самостью. Сущностью называют ТО – Невыразимое, Наблюдающее в человеке за потоками мыслей, чувств и вещественных явлений.
Отождествляясь с мыслями, чувствами и вещественными явлениями, или с самостью, человек создает представления или образы о других и самом себе, личности, маски, смену которых можно заметить, наблюдая за собой в разных ситуациях и состояниях, например, при разговоре с начальником, со своим ребенком, с другом или с врагом.
Самость есть не что иное, как деятельное сознание Высшего Я, его орудие, проявленное во времени и пространстве. Все временные мысли, желания и вещественное тело называют самостью. Сущностью называют ТО – Невыразимое, Наблюдающее в человеке за потоками мыслей, чувств и вещественных явлений.
Отождествляясь с мыслями, чувствами и вещественными явлениями, или с самостью, человек создает представления или образы о других и самом себе, личности, маски, смену которых можно заметить, наблюдая за собой в разных ситуациях и состояниях, например, при разговоре с начальником, со своим ребенком, с другом или с врагом.
Высшее Я, осознанно наблюдая за своей самостью и тремя потоками явлений, без отождествления с ними, понимает, что оно не является теми мыслями и чувствами, что проходят через его сознание, что оно также не является вещественным телом, которое ощущает. Поняв, что суеверия, предрассудки и привычки, закостеневшие в образах и представлениях о себе, не есть Я, человек больше не видит необходимость бояться потерять их, испытывая страх смерти.
Именно эта многоликость самости является источником страстных потребностей, создающим призрачный внутренний мир, в котором человек живет и который он защищает, совершая все известные нам преступления. Это отождествление с самостью, подчинение ей своей высшей природы, является причиной всех человеческих самодовольств и саможалений. Такой самостный, эгоистичный человек считает необходимым удовлетворять свою страстную природу, считая ее потребности естественными и даже творческими.
Настоящие естественные потребности являются необходимыми для жизнедеятельности самости, умеренность в которых – тема для отдельной статьи, но понаблюдав за собой, человек может понять, откуда исходит та или потребность. Можно указать на основной закон: всегда смотреть на удовлетворение естественных потребностей низшей природы с точки зрения высшей целесообразности, с позиции творческих потребностей и жизненной необходимости, а не с позиции получения страстных удовольствий.
Творческими потребностями являются потребности высшего Я, или сущности, в раскрытии своих духовных возможностей через утверждение своих волевых, чувственных и разумных качеств в труде. Другими словами, творчество есть овладение новыми духовными возможностями, и есть только один путь освобождения, осознания и раскрытия высшего Я в человеке – это путь самопожертвования в любви, самоотверженности в познании и самоотречения в подвиге. Творчество есть борьба с силами вырождения, творчество есть утверждение красоты и путь развития человека, где личным страстям нет места в духовном и вечном. Какой природе служить – вот выбор каждого человека.
Давайте теперь проведем соответствия с христианским учением, где разделение на две природы лучше всего описано в Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». Низшее начало, или самость, называется в Библии сыном человеческим (Сир.17:28-29), (Пс.8:5), (Иов 25:6), ветхим человеком (Еф. 4:22), (Рим. 6:6), (Кол. 3:9), (2 Кор.5,17), плотью (Рим. 8:12-13), или погрязшее в страстях – сыном рабыни (Быт. 21:10). Объясняя это, «..сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». (Иоанна 8:33-35)
Напротив, сущностное, высшее начало человека, называется Сыном Божьим, Внутренним человеком (Рим. 7:22), Духом (Рим, 8, 11) единым с Христом (Ефес.5,30), (2 Кор.5,17), «через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества». (2Пет. 1:3-4), после чего о человеке говорится как о Боге: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей». (Пс.81:6,7), «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Иоанна 10:34).
Чтобы объяснить, почему о каждом человеке говорится, что он Бог, приведем слова Иисуса Христа, когда он вначале говорит: «Я и Отец – одно» Ин. 10, 30), а дальше: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». (Ин. 14:20), в этой связи будет совершено справедливо заключить, что Высшее Я и есть Христос или Бог в сердце каждого человеке, о чем мы и читаем в Библии: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6,16), «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3,16).
Эту двуначальность человека нужно очень хорошо уяснить, прежде чем каждый эгоист начнет мнить о себе как о Боге. Как хорошо поясняется о двуначальности в Послании к Галатам святого апостола Павла: «Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?».
Само христианство есть путь самопожертвования и достижения ведения духа, ибо «…верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12), о чем, подозвав народ с учениками, сказал Иисус: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». (Мар.8:34-38). Под душой в этой цитате ясно подразумевается самостное сознание, или Низшее Я, которое не может войти в Царствие Божье, не совершив самопожертвование ради Христа, или Высшего Я, в человеке. Об этом, также как о борьбе между началами, мы читаем в Послании к Галатам Святого Апостола Павла: «Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. (Гал 3:29)»
И далее: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Рим, 8, 11). Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».
Но в тоже время, в христианстве есть четкое разграничение между естественными и страстными потребностями, как это сказано в Послании к Ефесянам святого апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».
Завершая проведение соответствий, заключим, что Духовное, Высшее Начало в человеке не является временным и рожденным от земных родителей: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим.9:8), оно не есть семя Адама, но происходит от нетленного семени, которое есть слово Божие (1 Пет. 1:23; Иоан. 3:5; Рим. 8:14), «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11). В этой связи будет несложно понять эти стихи из двадцать третьей главы Евангелия от Матфея: «...Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос».
© Ал.
https://vk.com/asttriglau
Комментариев нет:
Отправить комментарий