Есть такое почтенное журналистское клише
— «человек удивительной судьбы». При разговоре с профессором Яковом
Захаровичем Месенжником забываешь, что слышал эту фразу тысячи раз, и
мысленно произносишь её как будто впервые. Постараемся представить себе
маршруты этой судьбы.
Он был подранком войны: отец погиб на
фронте, а маленький Яков попал в концлагерь. От смерти мальчишку спасли
партизаны-ковпаковцы, отбившие его у немцев, когда узников везли на
казнь. Голод, обморожение, потом — больницы, ампутация ног… Не говоря уж
о потерянных годах учёбы.
Его любимым героем стал Павка Корчагин.
И, чудом оставшись в живых, с необратимо подорванным здоровьем, он
рвался в науку, на производство, рвался помогать обездоленным, чтобы
оставить в сердцах людей добрую память. Ему удалось стать одним из
ведущих учёных в стратегически важной области. Сегодня Я.З. Месенжник —
доктор технических наук, профессор, мировая величина в сфере разработки
электроизоляционной и кабельной техники. Его знает весь научный мир, но
предан Яков Захарович только одной стране, во благо которой он работал
на Украине, в Средней Азии, в Москве. И продолжает работать после сотни
опаснейших операций, когда врачи, как шутит наш собеседник, «отсекали
ему всё лишнее».
В музее «Преодоление» имени Н.А.
Островского есть стенд, посвящённый Якову Месенжнику. Люди читают про
него и поражаются: «Он жив? Он работает?!» Весть об этой судьбе вырвала
из омутов отчаяния немало искалеченных солдат и офицеров, воевавших в
Афгане и Чечне. Значит, в самой страшной ситуации человек может сказать
себе: «Встань и иди!» — может победить, реализоваться… Опыт Месенжника
уникален. Потому особенно дорого его мнение о Советском Союзе, 90-летие
которого мы готовимся отметить, о советской цивилизации, а также о
драматических вехах нашей истории за последние двадцать лет.
Закон золотого сечения
— Яков Захарович, что вам помогает после
концлагеря, после бесконечной медицинской одиссеи столько лет сохранять
творческую молодость?
— А вот тут я не могу не вспомнить слова
актёра Николая Бурляева: они запали мне в душу. В одном из интервью он
сказал примерно следующее: «От тебя самого зависит, каким будет твоё
лицо в почтенном возрасте и при уходе из жизни. Живи чисто, поступай
чисто, борись с искушениями». Для меня важен принцип золотого сечения.
Впервые его предложил Пифагор — как принцип достижения гармонии. Из ста
процентов успешного проявления человека «на всех фронтах» — от ДНК до
строительства пирамид — сохраняется соотношение «62 на 38». Если 62
процента успеха, добра, блага — значит дело пошло, состоялось. Если
негатива больше, чем 38 процентов, — начинаются дисгармония и распад.
Вот мы, например, планируем
строительство нового предприятия. Надо заранее исходить из того, что мы
получим 100 процентов чего-либо. Результат. Но мы не можем получить
стопроцентно положительный результат! Не надо пугаться неудач, если
сохраняется гармония. Нельзя иметь только положительные качества. Но и
отрицательные качества должны подчиняться законам золотого сечения. Я
преклоняюсь перед Моцартом — разумеется, за конечный результат, за его
творчество. Но мы знаем, что он не был гармоничной личностью во всём.
— Вы имеете в виду личную жизнь?
— Да. Его мучил страх смерти, к тому же
он был, говоря современным языком, плейбоем. Но эти качества, конечно,
не превышают 38 процентов от моцартовского гения. Были негативные
качества души и у Петра Ильича Чайковского. Но своим творчеством он
облагодетельствовал человечество, это перевешивает! Человек не может
быть сплошь сахарным, медовым. Однако духовный человек критически
относится к своим недостаткам. Выдавливает из себя низменные качества.
— А как применить закон золотого сечения к истории СССР?
— По-моему, в Советском Союзе это
правило вполне благополучно работало — и общество развивалось. Конечно,
мне известно мнение, что те семьдесят четыре года были злом, «чёрной
дырой в истории», что они были прожиты зря, но я с этим категорически не
согласен. По опыту жизни и по большому убеждению я верен своей точке
зрения, хотя у меня есть активные оппоненты. Интересно, что в Мехико
есть улицы, названные в честь и Сталина, и Троцкого — непримиримых
противников. Из несправедливого, дурного, что было в ту эпоху, я
упомянул бы отношение к бывшим военнопленным, многих из них преследовали
безвинно… Но создана была в основном справедливая система, и Сталин был
полезен своей энергией, своей направленностью на укрепление обороны
страны, для чего воспитывались кадры. Созданная в те годы система
служила народу, а не меньшинству. Возник новый тип людей — хомо
советикус. И это был, может быть, лучший тип людей в истории
человечества! Примерно к таким же выводам пришёл в девяностые годы
Александр Зиновьев — социолог, философ, писатель и бывший диссидент.
Быть человеком советским — большая честь!
Везде был, как дома
— Обычно этот термин — хомо советикус — ввинчивают в речь, когда хотят заклеймить, оскорбить.
— А для меня это не оскорбление, я к
этому отношусь серьёзно. Для меня до сих пор актуален Маяковский:
«Читайте, завидуйте: я — гражданин Советского Союза». Он этим гордился, и
я горжусь. СССР уважали даже его ненавистники. Сложившаяся у нас в ХХ
веке система — советская социалистическая цивилизация — не имела
прецедентов в истории. Это был грандиозный социальный эксперимент.
— Успешный?
— Успешный более чем на 60 процентов, а
это хороший результат. Деньги не были во главе угла, не опутывали
человека с головы до ног. Сколько было всего бесплатного! Люди много
отдавали обществу — и получали почёт и блага. Очень скромные блага, но
достаточные. Оклады были небольшие, но была гармония, была дисциплина —
не только государственная, но и внутренняя. Мы потеряли народное
государство, где жизнь была достойной, морально оправданной. Нас ведь
приучали к не самым плохим идеалам — и в них верили. Например, такое
благородное явление, как дружба народов.
— Оппоненты нам говорят, что это — миф…
— Я везде был, как дома. На Украине, в
России, во всех уголках Средней Азии, а моя работа охватывала и весь
Узбекистан, и Казахстан, и Туркмению, и Таджикистан, я неплохо знаю этот
край. В огромной стране почти не было поляризации, которая отчуждает! А
сейчас и Украина расколота — Восток, Запад… Такие противоречия легко
могут перейти в кровавое противостояние. У меня до сих пор сохранились
прекрасные отношения с узбеками: мои более молодые коллеги из
Узбекистана, с которыми продолжаю общаться, называют меня ката ата —
большой отец. Увы, для новых поколений всё это потеряно. Не хочу верить,
что навсегда, но вынужден признать, что надолго.
— А что вы скажете о «советском
государственном антисемитизме», которым пугают нас некоторые мемуаристы?
На Западе к восьмидесятым годам СССР воспринимали как оплот юдофобии.
— Элементы антисемитизма были, но именно
элементы, а не дискриминация по национальному признаку. Подспудно
существовали понятия: «хороший еврей», «плохой еврей». Тот, кто отдавал
всё обществу, не чувствовал антисемитизма. А вот из тех, кто преследовал
в жизни личные интересы (самореклама, нажива, утоление гордыни,
невероятных амбиций), если ты оказывался евреем, то тебе припоминали
заодно и национальное происхождение.
Лично я никакой дискриминации не
чувствовал, просто всё отдавал обществу. Меня — еврея, инвалида — в
Узбекистане выбрали комсомольским вожаком. Потом я совмещал научную,
преподавательскую работу с партийной. Кстати, когда мне предложили за
общественную должность получать ставку, я отказался. Комсомольскими,
партийными делами всю жизнь занимался только на общественных началах —
принципиально. Я отдавал личное время партии, любил и сегодня люблю
страну, которая победила фашизм, которую защищал мой отец, погибший на
войне.
Вообще поразительно, сколько талантливых
евреев реализовалось в Советской России. Назову только немногих —
академики Зельдович, Харитон, Аркадий Райкин, кинорежиссёры Марк
Донской, Райзман… Вспоминая выдающихся учёных — столпов советской
оборонки — можно долго продолжать этот список, но не все, по объективным
причинам, известны широкому кругу читателей. Вообще, не замечать заслуг
советского общества в утверждении дружбы народов просто неприлично.
Что теперь у нас главенствует
— И куда всё былое пропало?
— Шовинизм — недостойное явление, но он
заманчив. Хотя у него есть слабость: не может быть интернационального
сообщества шовинистов, они просто перегрызутся. Эгоизм ведь делает нас
слабее, а не сильнее. У нас в последние годы возобладал эгоизм — сначала
личный, потом национальный. В те времена эгоизм считался позором, а
сейчас стал руководящим принципом. Выпускается даже журнал «Эгоист».
— А есть ещё и «Сноб», только «Жлоба» не хватает.
— Снобизм, а также «голубое» и «розовое»
возвели в ранг доблести. Они — любимцы тусовки, а к нобелевским
лауреатам или к героям труда нет внимания. Извращенцы получили прописку
везде. Доля недостатков, недугов в обществе превысила норму!
— И какое лекарство от этих недугов вы можете предложить?
— Есть такое лекарство. Ещё десять лет
назад я писал о серьёзных нарушениях в нашем хозяйстве. В то время, по
реальным оценкам, у нас в госсекторе оставалось только 10 процентов
экономики! В Швеции, в Бенилюксе, в Китае — роль государства куда выше.
Государство ведь заведомо более социально ответственно, нацелено на
стратегическое развитие общества. Я требовал увеличить присутствие
государства в экономике. Вроде бы это произошло. В нефтянке, а она
определяет в нашей стране многое, теперь государство имеет более 50
процентов. Но власти снова говорят о приватизации!
А в том обществе, которое мы потеряли,
всё было прочно в руках государства, а значит, работало на человека. И
каждый человек знал, что не потеряет место в школе, не потеряет работу.
Профсоюз и партия оказывали помощь. Всегда можно было найти
внимательного человека в обкоме КПСС и профсоюзе. А сейчас профсоюзов
много, но всё это, по большому счёту, существует лишь номинально, для
галочки. Государство устраняется, отдаёт инициативу и уходит от
ответственности. И мы отстаём от Запада, а тогда его опережали.
— Лозунг понятен: «Больше социализма!» А что дальше?
— Нужно думать о том, что у нас
главенствует, какие принципы, какие идеи. В самых благополучных в
материальном отношении странах мы видим пугающую статистику самоубийств.
Браки гомосексуалистов, наркотики, суициды, потухшие молодые лица. Вот и
появляется Брейвик. Зверство? Зверство, но он иначе не мог привлечь
внимание к проблеме, к гнилости. Пресловутая толерантность играет на
руку экстремистам, начинаются убийства с обеих сторон. Потеряны
основополагающие принципы — вот и пошло… Есть мудрая восточная
пословица: «Не затыкай собаке пасть: начнёт лаять задом». Нельзя было
создавать диктатуру толерантности. У кого есть идея, тот в тысячу раз
сильнее того, у кого только намерения. Вот на Кубе блокада, по
объективным причинам еды мало, но чувствуются оптимизм, спортивный
задор, бокс, всеобщее образование… Идея — это вооружение. Даже часть
идеи — это позитив. А экзистенциальное общество не может быть стойким,
сильным. Оно зыбкое, как топь.
— То общество, которое мы потеряли, было идейным, а не экзистенциальным?
— Вот именно. До 1985-го идеи
превалировали. Миллионы людей слушали Бетховена, а сейчас это — удел
узкой прослойки. А для миллионов — похабные СМИ, бравирующие дурным
тоном. Кривое зеркало. Поверьте, это не ворчание в духе «раньше ягоды
были слаще…». Нет, интегральный позитив был выше! Я подхожу к этому
строго, как учёный. Всё резко упало. Во времена, когда мы смеялись
шуткам Аркадия Райкина, воспитывались гении во всех областях. У моей
жены родители умерли малограмотными. Но они воспитали четверых детей — и
все стали специалистами высокого уровня. Оба брата прошли войну, один
стал замминистра в Казахской ССР. Из семьи нищих, а получили всё
бесплатно. Сейчас это возможно?
Делать жизнь с кого
— Ваши исследования много лет связаны с
отраслью, которая создаёт миллионные состояния предпринимателей и
поддерживает платёжеспособность государства. Это нефтянка,
теплоэнергетический комплекс. Каковы тут перспективы?
— Сегодня мы скатываемся в
недальновидную политику. Если в СССР большая нефть служила великим
делам, служила технологическому прорыву, то сегодня мы в известной
степени паразитируем на нефти, превращаемся в нефтяных рантье. А нужно
превращать отрасль в гигантскую лабораторию новых научных и
хозяйственных решений. Фундамент для этого есть.
Мы пока ещё остаёмся одной из ведущих
держав по технологиям — именно благодаря советскому фундаменту,
советским наработкам. Но подтачиваются основы научных школ! Многие мои
ученики разъехались по миру… К счастью, остаются энтузиасты, которые
продолжают глубоко копать и делают для страны всё, что возможно.
Творческие устремления для нас стали привычкой, вошли в плоть и кровь.
Отмечу, что наши нефтяные олигархи
проявляют легкомысленность, недостаточно помогают науке. Гонят продукт,
не развивая технологии, в погоне за сиюминутным результатом. Вот вам
недостаток принципа частной собственности — прямо по Энгельсу. А Сталин,
Косыгин, Байбаков создавали условия для работы, заглядывая на
десятилетия вперёд.
Кроме них, всегда добрым словом
вспоминаю Дмитрия Фёдоровича Устинова, не могу забыть минуты общения с
ним. О, Устинов был в высшей степени компетентным руководителем! Это был
человек на своём месте. Я занимался спецтематикой. Так случилось, что
на всесоюзном уровне эта тема была провалена, а мне удалось найти
техническое решение. Вопрос решался на высшем уровне, и вместе со
старшим товарищем я должен был пройти аудиенцию у Устинова. Помню, мой
коллега запаниковал и накануне, как говорится, водку закусил
«Беломором»… Словом, с Устиновым я общался один на один. Наше
предложение Дмитрий Фёдорович одобрил, моментально во всё вник. Нужно
было пересогласовать вопрос со всеми командующими флотами — и я дерзнул
предложить вызвать их всех по селектору, что и было сделано. Устинов на
инициативу откликнулся очень живо и одобрительно. Нам удалось успешно
поработать на благо советского Военно-Морского Флота, на благо обороны
страны. Устинов в этой ситуации показал себя деятельным, несановным. Не
было в нём ни тени вельможной надутости. Ради пользы дела он готов был
поддержать дельное предложение на любом уровне, меняя тактику больших
производственных планов. У меня он всегда вызывал восхищение.
— Я знаю, что восхищение у вас вызывали
не только выдающиеся учёные и управленцы, но и люди литературы. Вам
дороги Николай Островский и его герой — Павел Корчагин…
— Это был писатель не для снобов, а в
помощь миллионам. Он спас меня в самое трудное время. Военные врачи
делали со мной чудеса, у меня была газовая гангрена, как тогда говорили —
«состояние, не совместимое с жизнью». Мама верила, что я ещё стану
настоящим человеком, а я доказывал, что она права. И вот однажды мама
принесла мне книгу «Как закалялась сталь». И… я нашёл, «делать жизнь с
кого». Это учебник мужества, очень страстная и честная книга, которой я
проникся сразу. Всю жизнь я перечитываю эту книгу в больницах — и не
собираюсь расставаться с этой традицией.
Потом я доказывал самому себе, что у
меня сохранился ум, сохранились силы. Вгрызался в учёбу, занимался
боксом. Я горжусь, что в музее «Преодоление» висит мой портрет — ведь я
последователь Корчагина, как и мой ушедший друг Святослав Фёдоров.
Экскурсоводы рассказывают, что посетители музея иногда удивляются, глядя
на мою фотографию: «Он ещё жив?» Актёр Алексей Петренко говорит: «Когда
я вспоминаю о Месенжнике, мне стыдно становится жаловаться… Ведь мне
ещё не хуже, чем другим!» Эти слова и мне помогают не опускать планку. А
началось всё с Корчагина, именно он был героем для всех. Это народный
герой в высочайшем смысле слова. Не случайно есть улицы, названные
именем Корчагина — литературного героя. Есть планета его имени. В
известной степени у нас было время Корчагиных.
— А сейчас время Корчагиных осталось позади?
— Я оцениваю последние двадцать лет без
воодушевления. Человеку стало хуже. Мы видим, что торжествуют люди
ловкие, без лишних укоров совести, всегда готовые действовать на грани
фола… Корчагиных и раньше было немного, а в нынешнее время их меньше,
чем белых ворон в природе. Последнее двадцатилетие показало, что
повальная приватизация — опасный путь. Посмотрите, духовная планка
снизилась даже в медицине. Нам твердят о «деидеологизации общества» как о
благе. Что это означает? По-моему, или вредительство, или идиотизм. Не
может деидеологизированное общество быть здоровым, развиваться. В США
есть идеология — ещё какая, эмоционально насыщенная. А мы отказываемся, и
получается мутная водичка…
Но, конечно, впадать в пессимизм — это
непродуктивное дело. Я бы оценил ситуацию так: народ подпортился,
подгнил на поверхности, но в глубине сохранил себя. Есть с кем работать.
Есть кого спасать, реанимировать!
Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ.
опубликовано 05.12.2012 г.
http://gazeta-pravda.ru/content/view/13118/34/
http://gazeta-pravda.ru/content/view/13118/34/
Справедливо написано.
ОтветитьУдалить