Дневниковая книга Георгия Васильевича Свиридова (1916—1997 гг.) “Музыка,
как судьба”, вышедшая в издательстве “Молодая гвардия” пятитысячным тиражом (2002 г.), сразу же растворилась в русском читательском
море и стала библиографической редкостью. Ниже публикуются некоторые записи из этой книги.
* * *
Какой внутренний мир человека ценен для художника: простой или сложный? Как предмет художественного
анализа (отвлекаясь от проблемы добра и зла) равно интересны тот и другой. Духовный мир, может быть, очень прост и, вместе с
тем, очень глубок. Высшим выражением этого характера представляется Христос. Этот мир не ведает раздвоения, какого-либо внутреннего противоречия.
Это линия, устремленная в бесконечность. Мир Иуды, напротив, — несет раскол, двойственность, противоречие, внутреннюю катастрофу,
смертность.
Мир Бога прост (мы часто и говорим “Божественная простота”), мироздание для Бога — просто,
ибо Ему ведомы законы, которыми оно управляется. Напротив, для нас мир сложен и непонятен в каждой детали, ибо нам неведом
его тайный смысл. Точно так же Божественная простота для нас непонятна, мы становимся в тупик перед нею из-за ее непостижимости.
* * *
Россия — грандиозная страна, в истории и в современной жизни которой причудливо сплетаются самые разнообразные
идеи, веяния и влияния. Путь ее необычайно сложен, не во всем еще и разгадан, она всегда в движении, и мы можем лишь гадать, как
сложится ее судьба. Ее история необыкновенно поучительна, она полна великих свершений, великих противоречий, могучих взлетов
и исполнена глубокого драматизма. Мазать ее однообразной густой черной краской напополам с экскрементами, изображая многослойную
толщу ее народа скопищем дремучих хамов, жуликов и идиотов, коверкать сознательно, опошлять ее гениев — на это способны лишь
люди, глубоко равнодушные или открыто враждебные Родине. Это апостолы зла, нравственно разлагающие народ с целью сделать
его стадом в угоду иностранным туристам, современным маркизам де Кюстинам или просто обыкновенным европейским буржуа. Такая
точка зрения на Россию совсем не нова! Достоевский гениально обобщил подобные взгляды и вывел их носителя в художественном
образе. Это — Смердяков.
* * *
Нет, я не верю, что Русский Поэт навсегда превратился в сытого конферансье-куплетиста с мордой,
не вмещающейся в телевизор, а Русская музыка превратилась в чужой подголосок, лишенный души, лишенный мелодии и веками сложившейся
интонационной сферы, близкой и понятной русскому человеку. Я презираю базарных шутов, торгующих на заграничных и внутреннем
рынках всевозможными Реквиемами, Мессами, Страстями, Фресками Дионисия и тому подобными подделками под искусство, суррогатом
искусства. Они напоминают мне бойких, энергичных “фарцовщиков”, торгующих из-под полы крадеными иконами из разоренных церквей.
Но у фарцовщиков есть перед этими композиторами одно преимущество: иногда в их руках оказываются
подлинные ценности. Композиторы же распространяют пошлый суррогат искусства, лишенный какого-то бы ни было духовного содержания.
Музыка эта — лишена самостоятельности, прежде всего духовной самостоятельности, и, во вторую очередь, художественной, творческой
самостоятельности. Техника ее взята напрокат. Это те так называемые “новые средства”, которые кто-то, оказывается, изобрел
для наших композиторов, а их задача только, оказывается, “лишь использование этих средств”. Это мало походит на сколько-нибудь
серьезное отношение к творчеству. Чужие средства, несамостоятельный, непережитый внутренний душевный мир лишают эту музыку
серьезного художественного значения. Ее развязная, наглая, невиданная ранее в советской музыке реклама (устраиваемая нашей
печатью?) и самореклама, которой занимаются некоторые из композиторов, производят впечатление наглого бесстыдства и беспардонной
лжи.
* * *
7 декабря 1989 г.
Наше время характерно небывалой, неслыханной ранее концентрацией единоличной власти над огромным
количеством людей. Рука судьбы возносит этих, вчера еще совершенно безвестных и ничтожных, людей на вершину человеческой
пирамиды... В их руках целые страны и континенты, повинующиеся чудовищной силе, находящейся в руках этих властелинов. (Развить
мысль о силе: не только бомба или заряд бактерий, но и газеты, журналы, радио, медицина и, наконец, пища, питье и сам воздух —
все в руках этих ничтожных марионеток, выбранных ареопагом мировой финансовой власти и поставленных на свои диктаторские
посты.)
Недиктаторской власти теперь вообще нет. Она отличается лишь внешним театральным механизмом,
выборами, свободой абсолютно несвободной печати и пр. Все эти марионетки, сбрасываемые и назначаемые подлинной властью мира
— концерном богачей, отравлены ядом честолюбия, больны СПИДом властолюбия. За “место в истории” они продают все: отца, мать,
самого Бога (у некоторых из них он есть “для виду”, другие же обходятся вообще без этого устаревшего атрибута, который теперь,
впрочем, понемногу входит в моду), продают государства, народы вместе с их древней землей, доставшейся им в наследство или
завоеванной. Все это идет с молотка... за “место в истории”. Какая череда этих властителей хотя бы в одной России, и сколько
их, один ничтожнее другого, превосходящих друг друга только в количестве проливаемой крови.
* * *
Знаменитый критик В. В. Стасов писал: “Мусоргский принадлежит к числу тех художников, которым
потомство ставит памятники на площадях”. Где же он, этот памятник? Его — нет. Нет в Москве и улицы Глинки, нет улицы Бородина,
зато есть в Москве улица Дунаевского, и в Киеве улица Выс<оцкого>, и в Одессе улицы Бабеля и Бебеля, и Багрицкого, и много
других подобных улиц.
* * *
Страсть властолюбия в человеке безгранична, и множество людей живут, главным образом, для ее
удовлетворения. Например: жена добивается власти в семье, человек, занимающий самый малый административный пост, начиная
с дворника, милиционера, вахтера в проходной будке, продавщицы в магазине, служащего в учреждении, у которого тебе надобно
получить справку, и тысячи подобных людей испытывают счастье, торжество от сознания своей власти над другим человеком, хотя
бы и на малый срок.
Сюда же относится власть артиста над публикой, совершенно не думающего о том, какую роль он
играет, а видящего себя как бы со стороны и упоенного тем, что он вещает людям, а не тем, что он им говорит. Поэты — конферансье,
упоенные собою и своей властью над аудиторией.
Композиторы не составляют здесь исключения, они торжествуют от сознания своего успеха. Успех,
власть над залом стали мерилом ценности искусства.
* * *
В лютых бедствиях, в окопах войны, в лагерях и тюрьмах, в изгнании на чужбине народ пронес с
собой Есенина, его стихи, его душу. Не славе Есенина завидуют Маяковский, Пастернак, Цветаева и многие другие поэты, а народной
любви к нему, так же, как Сальери завидует не славе и не гениальности Моцарта, а любви к его мелодиям слепого скрипача и трактирной
публики. Вот ведь в чем соль! Завидуют, говоря затрепанным без нужды словом, его народности.
* * *
Искусство нашего века несёт большую ответственность за то, что оно настоятельно и талантливо
проповедовало бездуховность, гедонизм, нравственный комфорт, кастовую интеллигентскую избранность, интеллектуальное наслажденчество
и ещё того хуже: упоённо воспевало и поэтизировало всякого вида зло, служа ему и получая от этого удовлетворение своему ненасытному
честолюбию, видя в нём освежение, обновление мира. Всё это, несомненно, нанесло огромный вред человеческой душе...
Дело добра могло бы казаться совершенно безнадёжным, ибо души, подвергшиеся столь сильной
обработке и умерщвлению, воскресить, пожалуй, уже невозможно. Но мудрость жизни заключена в ней же самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит, дело в том, чтобы их воспитать
в служении высокому добру.
Моя музыка — некоторая маленькая свеча “из телесного воска”, горящая в бездонном мире преисподней.
http://www.naslednick.ru/articles/culture/culture_8057.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий